Устоит ли государство перед соблазном рыночной национализации?
Несмотря на то, что по сообщениям всех информагентств государство вложило в ликвидацию отзвука мирового кризиса триллионы рублей, Эти деньги никак не могут дойти до населения. Ряд экспертов уверены, что таки путем государство может стать сильнее, проведя рыночную национализацию. В качестве примера этого приводится то, что государственные структуры тратят громадные деньги в условиях кризиса на поддержания собственных котировок на финансовом рынке и скупку проблемных.
Аналитики финансовой корпорации "Уралсиб" подсчитали, что ВЭБ может оперировать 4,5% всех российских акций в обращении, сообщается в стратегическом обзоре ФК.
По оценке аналитиков "Уралсиба" Криса Уифера и Леонида Слипченко, суммарная капитализация российского рынка составляет порядка $420 млрд, а в обращении находится порядка 28% акций российских эмитентов или $120 млрд в денежном выражении. Объемы торгов настолько низкие, что любой заказ на покупку может изменить вектор движения рынка, поэтому в период низкой торговой активности действия ВЭБа могут оказать серьезное влияние на рынок. С такими финансовыми возможностями, государство может получить блокирующие или контрольные пакеты в ряде компаний, что притсрунит их неспокойных владельцев.
Ощущение такое, что государство решило усилить свою роль не только в реальном секторе, но и на фондовом рынке. Средства не важны – цель все. Зачем тратиться на грамотных аналитиков, которые могли спрогнозировать сегодняшнее восстановление рынка, когда можно просто им манипулировать.
Как пример: акции Сбербанка были закрыты до торгов до 1 ноября. Но в последнее время регламент бирж стал для регулятора очень удобными и гибким инструментом. Видя как восстанавливаются цены ликвидных акций и тают надежды на коррекцию до 1 ноября, при которой можно было бы откупить подешевевшие акции, проще задним числом переписать регламент бирж и возобновить торговлю, когда никто не ждет.
Торговля акциями была возобновлена в 17:55, после этого появилось официальное сообщение. Считалось, что действия регулятора направлены на упорядочение этого процесса, недопущение манипуляции рынком и повышение его привлекательности для инвесторов. Реально получается все наоборот.
Как кажется, этот кризис может превратить государство в единственный вариант по выживанию для многих компаний, а само государство, если поступит такое предложение, поможет рынку деньгами в обмен на влияние.