Белоруссия получит дополнительные $50 млн. из-за увеличения тарифа на транзит нефти
Вчерашнее заявление властей Белоруссии о повышении тарифа на транзит российской нефти через территорию страны не встретило особенного ажиотажа у руководителей компаний. Они оценили экономические убытки, как незначительные. Гораздо важнее политические убытки этого решения. По сути, Белоруссия этим решением отказалась от компромисса с Россией, находя все новые способы испортить отношения с соседкой.
Вчера стало известно, что с 15 февраля Белоруссия повысит стоимость транзита российской нефти через свою территорию. Тарифы, которые не менялись с 1996 года, будут увеличены примерно на 30%. Исходя из нынешних объемов экспорта, это увеличит расходы российских нефтекомпаний на $50 млн в год.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев заявил, что пока его компания не получала уведомления о повышении тарифов от своих белорусских коллег. По его словам, изменение тарифа может происходить только по согласованию сторон.
Российская нефть следует транзитом через территорию Белоруссии на экспорт по двум маршрутам – до Адамовой заставы на границе с Польшей и по трубопроводу до белорусско-украинской границы. До осени 2006 года сырье также экспортировалось через Полоцк в Литву, но сейчас "Транснефть" не качает сырье в этом направлении. С 1996 года тариф на прокачку нефти через Белоруссию от российской до польской границы составлял $2,6 за тонну, до белорусско-украинской границы – $1,14 за тонну. Теперь это будет стоить $3,5 за тонну и $1,5 за тонну соответственно. В направлении Польши в 2006 годы транзитом было прокачено 49,5 млн тонн нефти, на Украину – 21,4 млн тонн.
Суммарно белорусский бюджет должен был получить за эти услуги около $153 млн. Теперь российским нефтяникам при сохранении объемов транзита придется платить чуть более $200 млн в год. накинем сюда еще $5 млрд, которые были предъявлены российским компаниям за аренду земли.
Российские нефтяники пока не комментируют решения Минска. В то же время, по мнению шефа московского бюро Argus Александра Ершова, "картина экспортной рентабельности для них не изменится". "Конечно, это дополнительные затраты, но они незначительны",– считает эксперт. Гораздо важнее то, что с этого момента можно ждать новых обострений ситуации, ведь Минск старается действовать, не договариваясь с партнерами.