Строительство трубопровода Самсун-Джейхан станет очередным шагом Турции по превращению страны в крупнейшего транзитера нефти и газа. Прикрываясь стремление разгрузить проливы, Турция хочет строить и нефтепроводы вместе с Россией и в обход ее.
Вчера был дан старт рассчитанному на два года строительству нефтепровода Самсун–Джейхан. Нефтепровод свяжет черноморское и средиземноморское побережья Турции. Анкара рассчитывает перенаправить в эту трубу значительную часть проходящей сейчас через перегруженные проливы российской и казахской нефти.
Как заявил на прошлой неделе в Москве турецкий посол в РФ Курултуш Ташкент, энергетическая стратегия Турции включает в себя «все меры, направленные на то, чтобы стать центром транзита энергоресурсов, учитывая расположение страны, находящейся на перекрестке путей из Азии в Европу». При этом посол напомнил, что подконтрольные Турции проливы работают сегодня на пределе возможностей. С 1996 по 2005 год поток проходящих через Босфор и Дарданеллы танкеров вырос с 4248 до 10 тыс., а объем переправленной ими нефти с 60 млн. тонн до 145 млн. тонн.
Наибольшую выгоду от постройки обоих трубопроводов получает Казахстан. Астана заинтересована в диверсификации путей транзита своих растущих поставок, и для нее непринципиально, каким образом казахская нефть пойдет на внешние рынки – через Балканы или Турцию. Эксперты понимают политику Турции, поэтому закрывают глаза, что "Бургас-Александруполис" более выгоден для строительства и советую стране продолжать политику трубы