Солнечные батареи для пасмурной страны
Летом этого года госкорпорация «Роснано» создала совместное предприятие по производству модулей для солнечных батарей с «Реновой» Виктора Вексельберга. Производство должно быть налажено на базе принадлежащего «Ренове» новочебоксарского завода «Химпром», а технологию «тонких пленок» для этих батарей предоставит ее швейцарская «дочка» — Oerlikon Solar. Общая стоимость этого проекта — 20,1 млрд руб. По замыслу партнеров завод сможет выпускать 1 млн модулей в год и в 2015 г. заработает 10,3 млрд руб. выручки. На проектную мощность проект должен выйти в IV квартале 2011 г. Эффективность солнечных модулей Oerlikon Solar — 9%, следует из презентации «Ренова-оргсинтеза».
Всего же объем рынка солнечной энергетики, по подсчетам Lux Research, составил $36 млрд. По итогам этого года аналитики компании прогнозируют кризисное падение до $29 млрд. При этом, по данным Research.Techart, в 2008 г. рост рынка в сегменте солнечных батарей составил 47%, а в 2009 г. он будет 44%, несмотря на кризис. Солнечная энергетика стала в прошлом году одной из самых популярных областей для инвестиций — на нее пришлось около 40% всех вложений, подсчитали в Research.Techart. К 2013 г. объем продаж на этом рынке достигнет $70 млрд, прогнозирует Lux Research.
Несмотря на то что продукция СП ориентирована и на внутренний рынок, в «Роснано» и «Ренове» признают, что основной рынок для солнечных модулей — Европа, где сконцентрировано более 70% мощности солнечных батарей. По словам гендиректора «Роснано» Анатолия Чубайса, в течение первых трех лет 85% выпускаемой продукции будет поставляться компании Avelar Energy Group (входит в «Ренову»), работающей на рынке альтернативной энергетики солнечных стран — Италии, Испании и Греции. В России пока нет большого внутреннего рынка для солнечной энергетики, во многом из-за климата, говорит директор по инновационному развитию «Роснано» Юрий Удальцов. Потенциальными потребителями солнечной энергии могли бы стать Якутия, некоторые районы Дальнего Востока и Юг России, но строить централизованные энергетические системы для этих регионов слишком дорого. Их имеет смысл строить децентрализованно — например, в удаленных населенных пунктах.
Развитие рынка альтернативной, в том числе и солнечной, энергетики в Европе и Северной Америке связано во многом с поддержкой этого сектора государством. Например, жители стран Европейского союза, использующие альтернативную энергетику, получают энергию по более низким тарифам. Кроме того, если европейцы решат инвестировать в эту сферу, то страны ЕС частично освобождают их от налога на прибыль и экологических налогов. Например, в Германии был принят закон, устанавливающий независимую от госбюджета систему закупочных тарифов для производителей солнечной электроэнергии. А в Великобритании, Австрии, Бельгии и Ирландии действует система выделения квот на финансовую поддержку для поставщиков «зеленой» энергии.
В России в 2007 г. был принят ряд поправок к закону «Об энергетике», предусматривающих субсидирование затрат на подключение к сетям альтернативной энергетики, компенсации по кредитам и проч. Но объемы субсидирования, перечень льготных тарифов так и не были введены. В 2009 г. был принят еще один закон, призванный поддержать альтернативную энергетику, — «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года». Согласно документу в 2015 г. объем производства и потребления энергии с использованием альтернативных источников должен составить 2,5% от всего объема энергии, а в 2020 г. — уже 4,5%. Законодательство достаточно четко прописывает правила игры для альтернативной энергетики, но не хватает правил, устанавливающих порядок взимания и размер надбавок за возобновляемые источники энергии, говорит Удальцов из «Роснано». Необходимо увязать правила оптовых и розничных рынков, поясняет он, иначе инвесторы не могут посчитать, какой объем средств они получат после того, как организуют производство энергии. «Роснано», по словам Удальцова, пока инициировать поправки в энергетические законы не планирует. Сначала надо развить соответствующие технологии в России, опираясь на внешний рынок, уверен он. Впрочем, естественного спроса на альтернативную энергетику в мире нет, поскольку она все еще дороже традиционной. Поэтому для Европы и США это скорее вопросы экологии, нежели экономической целесообразности. Но к 2015–2017 гг. две эти ниши должны сблизиться — солнечная энергия дешевеет примерно на 20% в год, а традиционная в цене не падает.
|