Есть ли будущее у СРП в России - мнения посетителей сайта Neftegaz.RU
Похоже, что практика соглашения о разделе продукции, которая практиковалась российскми властями в период экономической нестабильности и позволяла освоить месторождения за счет инвесторов, отшла в историю вместе с приходом "Газпрома" на проект "Сахалин-2".
Применение СРП должно было по замыслу правительства стимулировать приток иностранных инвесторов в российскую экономику, причем не только в нефтегазовую, но и в другие отрасли. В числе первых ласточек СРП-движения оказались месторождения на Сахалине.
Однако условия соглашения ввиду недостатка опыта реализации СРП-проектов получились благоприятными для различных маневров со стороны иностранных инвесторов, что, в конце концов привело к тому. что российские власти стали отказываться от проектов СРП. Проекты на Сахалине - самые известные из них, но экологические нарушения, которые были выявлены в ходе проверок проектов, заставили говорить о сотрудничестве, как крайне невыгодном с точки зрения социальных и экологических обязанностей фирм-разработчиков. Сегодня единственное известное крупное СРП в России - Харьягинское месторождение, которое уже начало приносить прибыль.
Перечислим наиболее значимые упущения.
Во-первых, часть издержек по СРП компенсируется инвестору за счет добытых полезных ископаемых. Но структура издержек не была описана должным образом и поэтому у инвестора осталась возможность манипулировать издержками в сторону их завышения.
Во-вторых, при недобросовестном отражении издержек государство получает меньше налоговых выплат.
В-третьих, 70% оборудования, закупаемого инвесторами каждый год, должно было быть российского производства. Отечественным оборудованием считается оборудование, не менее 50% комплектующих которого произведено в России. Такое положение направлено на развитие российских технологических отраслей. Но на деле закупки не контролировались со стороны российского государства, поэтому данное положение нарушалось.
В-четвертых, при росте издержек инвесторов проект продолжается до тех пор, пока инвесторами не будут достигнуты положительные финансовые результаты.
В тоже время, стоит отметить, что сама процедура довольно интересна с экономической точки зрения. Действительно, зачем тратить большие средства, которые вернутся нескоро, когда можно заплатить инвестору, который вложит свои деньги в разработку и их же вернет, а потом поделит прибыль с государством. Такую практику можно использовать в проектах, которые на сегодняшний момент поднять государству очень сложно - например, в Восточной Сибири.
Как оказалось, посетители сайта Neftegaz.RU, в принципе, разделились на два лагеря. По 35% голосов посетителей при ответе на вопрос " Как вы относитесь к договору о СРП с иностранными компаниями?" получили варианты "Положительно"и "Отрицательно". В два раза меньше каждого из этих ответов получил нейтральный вариант, который говорил, что все зависит от ситуации - 17%, а еще 11% проголосовавших еще не определились.
Можно констатировать, что соглашение о разделе продукции России с иностранными компаниями является одним из самых острых вопросов в современном ТЭК. Есть ли будущее у СРП? В принципе, треть опрошенных относятся к этой практике положительно, что говорит о том, что практика должна быть сохранена, но по той формуле, которая уже давно действует в мире. В этой формуле четко оговорены доходы + технологии + инфраструктура, что позволяет избежать получения инвестором завышенной прибыли. Если к этму добавить некие социальные и экологические гарантии, то, в рядже случаев, СРП представляется в совсем другом свете.