Маркетингом по конкурентоспособности «Газпрома»
Газовый магнат планирует снизить объемы контрактов take-or-pay, уменьшить собственные продажи по спотовым ценам и привязать цены к газовым индексам. Изменение маркетинговой политики связано постепенной потерей лидерства на европейском рынке. Уже в прошлом году спрос на российский трубопроводный газ упал из-за беспрецедентного увеличения предложения сжиженного природного газа (СПГ). Отбор газа по долгосрочным контрактам «Газпрома» в 2009 году упал на 12% по сравнению с 2008 годом. А импорт газа снизился на 8,5%. “ Газпром” догоняют Катар, Австралия, Индонезия, Нигерия и Йемен. Отметим, что в Европе долю «Газпрома» активно отбирает Норвегия, предложив цены на газ ниже российских. Аналитики полагают, «Газпром» не теряет конкурентоспособности, и запасы газа у монополии огромны, а контракты предусматривают продажи на много лет вперед. В подтверждение этому служит трубопровод Nord Stream, половина объемов которого уже раскуплена.
|