Строительство трубопровода в обход Белоруссии и Литвы, под названием БТС-2 осуществлено пока только на бумаге, но уже сейчас вызывает законное беспокойство у сегодняшних стран-транзитеров. Вопрос у них один - продолжится ли "Дружба"?
Российский Минпроэнерго заявил, что строительство БТС-2 не повлечет за собой отказ от трубопровода "Дружба". Уверения, что ремонт старого транспортного узла требует диверсификацию потоков признаны в министерстве наиболее правдивым.
"Строительство БТС-2 предусмотрено энергетической стратегией России и направлено на расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, которая составляет сегодня 74 млн тонн нефти в год",– пояснили в министерстве.
Что же касается поставок в Литву, то пока "Транснефть" прорабатывает вопрос восстановления нефтепровода, поставки российской нефти осуществляются по альтернативным маршрутам.
Аналитики сомневаются в том, что Россия продолжит эксплуатацию нефтепровода "Дружба" после ввода в строй БТС-2. "С экономической точки зрения расходы на строительство заведомо дублирующего нефтепровода неоправданны. Россия просто пытается уйти от зависимости от стран-транзитеров",– полагает аналитик Альфа-банка Константин Батунин.
Их сомнения понятны - как Россия будет наполнять сырьем оба трубопровода, если стране нужны будут мощности и для наращивания потребления газа внутри страны и для нужд электроэнергетики? Можно предположить вариант, что Россия просто отключит "Дружбу", чтобы иметь хоть какой-то вариантв случае поломки БТС-2, но труба будет простаивать без углеводородов.