Eni собирается продать «Газпрому» очередной актив: долю в 2-х НПЗ в Чехии. Будущая сделка неоднозначна.
Особой маржи нефтепереработка в Европе не приносит. Очевидно, Газпром уверен в том, что будут введены льготы на экспорт нефти на собственные НПЗ.
Недавно Газпром анонсировал соглашение о покупке у ENI половины доли в месторождении Elephant в Ливии.
С учётом событий в Ливии пока эту сделку нельзя назвать удачной.
На этот раз речь идет о 32% компании Ceska rafinerska , которая владеет двумя НПЗ — в Кралупах-над-Влтавой и в Литвинове.
Факт переговоров подтвердил министр промышленности и торговли Чехии М. Кокурек, планирующий обсудить сделку со сторонами.
Эти НПЗ, мощностью около 7 млн. тонн/год, удачно расположены вблизи магистрального нефтепровода «Дружба», что позволит включить их в технологическую схему поставки нефтепродуктов в Европу. Возможно, Газпром также надеется на рост маржи в долгосрочной перспективе.
Что касается цены, то между аналитиками разгорелся спор.
Диапазон возможной цены сделки от 400 до 700 млн. долл. США.
Вопрос ещё и в том, что у Газпром нефти уже есть доля в сербской компании NIC, мощность НПЗ которой составляет около 7 млн. тонн/год.
Собственного сырья, добываемого в Европе (около 1 млн.тонн) Газпрому не хватит для загрузки всех своих мощностей в Европе.
Вероятно, будут поставки из России, которые при возможных льготах, принесут существенную прибыль Газпрому.
Сейчас пошлина составляет 365 долл. США /тонн.
Зачем это нужно ENI? Во-первых, с 2006 года Газпром и ENI очень дружат, собственно, как и В.Путин с C.Берлускони. Во-2-х, прослеживается заинтересованность ENI войти в газовый бизнес.
Долю в Ливии компания отдаёт за вхождение проекты по разработке российских газовых месторождений.
Пикантность ситуации ещё и в том, что в 2009 году покупкой Ceska Rafinerska очень интересовался ЛУКОЙЛ. "Мы никогда не скрывали нашу заинтересованность в покупке Ceska Rafinerska", заявлял В.Алекперов на чешском телевидении.
Идея была в создании вертикально –интегрированного бизнеса ЛУКОЙЛа в Чехии, который имел к тому времени 44 заправки , договор на поставку топлива в аэропорт Праги.
Но, у ЛУКОЙЛа в Чехии не получилось.
Кстати, также как и на месторождениях им. Требса и Титова, где дорогу ЛУКОЙЛу перешла Башнефть. ЛУКОЙЛ, имеющий инфраструктуру в НАО и освоенную добычу, вынужден договариваться с Башнефтью.
Такая же ситуация , по-видимому , будет у ЛУКОЙЛа в Чехии с Газпромом.
|