На о. Врангеля доставлено прессовальное оборудование для утилизации бочек с остатками нефтепродуктов. А что с бочками на нефтегазовом Севере?
«Золотой век» острова закончился в 90-х годах прошлого века, тогда перестало существовать село Ушаковское. А бочки из-под нефтепродуктов – остались. На фотографии можно оценить их количество.
Когда – то здесь была погранзастава, полярная и радионавигационная станция, аэропорт. Несмотря на голод и разруху молодая Советская власть начала здесь научную деятельность. Оценить дух той эпохи позволяют фильмы, есть, кажется, под названием «семеро смелых». И сейчас там трудятся метеорологи. За 70 лет здесь накопились километры штабелей бочкотары, и, конечно, отслужившей свой срок техники, которую, не жалея, завозили на остров.
Работы по утилизации металлолома на о. Врангеля проводятся в рамках реализации пилотных проектов Минприроды РФ. Наряду с о. Врангеля будут очищены прибрежные территории на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Сейчас из о. Врангеля планируется сделать стратегический туристический объект для посещения россиянами и не только.
И это правильно. Наверняка можно наладить туристический поток.
Кстати, любители такого рода путешествий – граждане из Латинской Америки, но они приедут полюбоваться на природу, только если она первозданная. Такая, как у них в Ушуайе или на Фолклендских островах. Поэтому, бочки нужно убирать. Завезенное прессовальное оборудование позволит брикетировать металлолом для последующей отгрузки морским путем. Особенной коммерческой выгоды этот проект, наверное, не принесет. Транспортные расходы «съедят» всю прибыль. Но, экология точно выиграет.
В большей степени, результаты этого проекта интересны нефтегазовому Северу. Здесь гораздо больше продуктов производственной деятельности, чем на о. Врангеля. Представьте, что здесь пионеры НИКОГДА не собирали металлолом. Здесь не ступала нога WWF. Бочки, бухты цветного металла, трубы, техника, вышедшая из строя много лет назад. Утилизация металлолома на Крайнем Севере может быть коммерчески эффективной. Дело в том, что основной поток грузов идет на Север. Обратно вагоны грузятся лесом из ХМАО, например, или идут пустые. Не говоря уже о судах северного завоза.
Были попытки частного бизнеса организовать утилизацию таких отходов, но, особенно в годы перестройки, сразу появлялись «братки», сводя на нет эффективность бизнеса. Ребят интересовал в основном цветной металл. Сейчас «братков» постепенно заменяют чиновники. Так и возвращаются на Юг вагоны и суда пустыми.
Однако сейчас появилась надежда, что после апробации пилотного проекта на о. Врангеля власти озаботятся и проблемой ликвидации экологического ущерба и в зоне действия нефтегазового Севера.
|