Переговоры с Белоруссией идут в комфортном для России ключе. Хорошо ли это?
Белоруссия согласилась практически со всеми требованиями Газпрома. В пресс – релизе компании отмечается, что «обсуждение новых условий поставок и транзита российского газа идет в комплексе с покупкой Газпромом 50% акций Белтрансгаза и в конструктивном ключе.
Только представьте эту фразу, заменив Белоруссию на Украину, а Белтрансгаз - на Нафтогаз. Похоже, Украина даже в мыслях не держит вероятность такого сценария. Вот где Газпрому действительно не комфортно.
С учетом того, что Газпром уже владеет 50% акций Белтрансгаза, компания практически поглощает белорусскую ГТС. Белоруссия находится в тяжелом кризисе. Белоруснефть ушла из Ирана, потеряв контракт на многие миллионы долларов, нефть Венесуэлы похоже не решила проблем, как и аверсный режим нефтепровода Одесса-Броды.
Россия в свое время «посадила» Белоруссию на «нефтяную иглу», обнулив пошлину на поставки нефти в республику. Забыв об этом, А.Лукашенко попытался поднять в 2010 году стоимость транзита нефти на 12%, И. Сечин - « обиделся».
В 2010 году Россия ввела 100% пошлину на поставки нефти, и «командная экономика» А.Лукашенко сразу закончилась. В июне в Белоруссии случилась девальвация и бензиновый кризис , истоки которых нужно искать в этих пошлинах. Вероятно, продажа ГТС Белоруссии Газпрому – это вынужденная мера.
Если такой сценарий действует в отношениях с Белоруссией, то с Украиной, он явно не проходит. Весной казалось, что Европа, занятая поисками нефти в связи с «арабскими революциями», «отпустит» Украину.
Именно тогда, в апреле в Киев приехал сам В.Путин, надеясь по аналогии с Ю.Тимошенко договориться с В.Януковичем. В.Янукович оказался «крепким орешком», время было упущено. А сейчас повстанцы в Ливии уже победили, оказалось, что кроме нефти есть ещё СПГ и сланцевый газ, в связи с чем вопрос трубопроводного газа перестал быть для Европы столь фундаментальным. Украина моментально среагировала.
Как бы Газпрому не остаться «с носом».
Таким образом, у Газпрома абсолютно противоположное развитие отношений с братскими соседями. С Белоруссией – по оптимальному сценарию для Газпрома. С Украиной – пока непонятно, но явно существенно хуже, чем с Белоруссией. Китай газ не берёт. Европа демонстративно обсуждает поставки СПГ и, кстати, Nabucco и IGI никто не собирается отменять.
Теперь представьте, если у Газпрома «дела» пойдут не очень хорошо.
Компания имеет «странообразующий» статус.
Проблемы Газпрома сразу отразятся на российских трубниках, межпоселковая газификация, которой компания справедливо гордится, прекратится, бюджет недополучит существенную часть поступлений и многое другое.
Необходимо налаживать действительно конструктивный диалог с нашими соседями: с Белоруссией и Украиной.
Вероятно, Газпрому придется иметь более гибкую позицию, и правильно реагировать на объективные вызовы действительности
|