Украина в отчаянии хватается за туркменский газ, как за соломинку
12 сентября 2011 г Украина заявила, что из-за тупика в газовых переговорах с Россией она попытается восстановить импорт из Туркмении.
Старые песни о главном. История российско-украинских газовых отношений уже, кажется, всем набила оскомину. И вот – новая волна интереса.
Напомним краткую историю вопроса. Еще летом Киев заявил, что Украина не может позволить себе газ по цене, зафиксированной в газовом договоре 2009 г. В.Янукович обвинил Ю.Тимошенко в некомпетентности, чем вызвал бурную реакцию ряда газовых экспертов. Украина попросила скидки на газ, но в ответ получила предложение либо продать России свой газопровод, либо присоединиться к объединению, включающему Россию, Казахстан и Белоруссию.
А.Миллер заявил, что скидки «украинским друзьям» будут предоставлены лишь в случае объединения Газпрома и Нафтогаза, а после предложил Киеву сотрудничество по белорусской схеме. Н.Азаров отмел эту идею. Газпрому припомнили, что Белоруссию вынудили продать Белтрансгаз не уговорами, а отключениями газовых поставок.
Украинские газовые эксперты один за другим стали заявлять, что Россия давит на Украину, желая полностью захватить газовый рынок страны, ведь в случае объединения (читай: поглощения) Газпрома и Нафтогаза украинские компании просто не смогут составить конкуренцию российскому монстру. Тем более что Газпром уже делает уверенные шаги в этом направлении, один за другим скупая украинские облгазы.
В.Янукович что-то там говорил о поиске компромиссов, но куда больше всем запомнились слова Н.Азарова о расторжении газового контракта с Россией в судебном порядке. В ответ Россия заявляла, что нарушений с ее стороны не было, а значит и на победу в суде Киев может не рассчитывать.
А стоило Украине заикнуться о снижении объемов закупок российского газа, ответ был получен неутешительный: украинскую сторону призвали перечитать контракт, где четко обозначены обязательства Украины по выбору газа: ежегодно Украина должна выбирать не менее 52-х млрд м3. Украина может купить 80%, но если и 80% недобирает, то обязана выплатить штраф, что не освобождает ее от оплаты недовыбранного газа.
Украина не первый год ищет возможности избавления от зависимости российского газа. В последнее время она даже начала перенимать опыт США по добыче сланцевого газа, рассчитывая обеспечить себя за счет этого нетрадиционного вида голубого топлива.
Но как бы там ни было, в ближайшие лет десять добыча сланцевого газа все равно не будет достаточной для покрытия внутренних потребностей страны (Украина импортирует 60% потребляемого газа). Вот и приходится искать поставщиков в регионе.
А Россия продолжала закручивать гайки строительством Северного и Южного потоков, газопроводов, позволяющих «разгрузить» ГТС Украины, Белоруссии и других стран-транзитеров. Заявления о том, что газ, который пойдет по Северному потоку, уйдет в первую очередь именно из украинской трубы, все больше напоминали угрозы. И вот Украина, кажется, перепробовала все методы и в отчаянии схватилась за нового поставщика – Туркмению. 12 сентября 2011 г В.Янукович прибыл с визитом в Туркмению, чей газ Киев до 2003 г покупал напрямую, а с 2003 и по 2009 гг, после заключения газовых контрактов с Москвой, - через посредников. В.Янукович недвусмысленно заявил, что интерес Украины сегодня сосредоточен вокруг возобновления полноценного сотрудничества Ашхабада и Киева. По его словам, уже начинается работа над некими «совместными проектами». Президент Туркмении Г.Бердымухамедов в свою очередь подчеркнул, что в распоряжении Туркменистана есть все, что может потребоваться, чтобы вывести сотрудничество с Украиной на новый уровень.
Главы обоих государств воздержались от излишних подробностей, но они и не требуются. Цели «совместных проектов» и так ясны каждому, кто следит за развитием газовых отношений России, Украины и Туркмении.
Украине нужен газ, причем чем дешевле, тем лучше. Кроме того, она боится перекрытия транзитной трубы по ее территории за счет введения в эксплуатацию Северного и Южного потоков. «Газовые войны» между двумя соседями уже приводили к перерывам в газовых поставках в Европу. Причем было это не в июле месяце, а в разгар зимы, что, конечно же, не лучшим образом сказалось на международной репутации обеих стран.
А Туркмения, в свою очередь, стремится снизить свою зависимость от экспорта в Россию, объемы которого и без того в последние годы только и делали, что сокращались.
Вот и стремится Ашхабад, увлеченный амбициозными планами по увеличению добычи природного газа втрое к 2030 г, ищет новые каналы для экспорта. В своих поисках он уже добился некоторых успехов: увеличены поставки в соседний Иран, запущен газопровод в Китай, активно приближается запуск газопровода, по которому газ пойдет в Пакистан, а оттуда в Индию через Афганистан.
Тут и ЕС подоспел со своим предложением по прямым поставкам туркменского и азербайджанского газа в Европу через Каспийское море. Европа тоже давно ищет возможности уменьшить зависимость от импорта газа из России, кидаясь то к СПГ, то к сланцевому газу. А идущая полным ходом демонополизация рынка Газпрому явно не на пользу.
Обсудить на Форуме
|