Южная Корея не хочет брать на себя риски транзита через КНДР. Россия, впрочем, тоже.
Амбиции России по сглаживанию ядерного конфликта Корейского полуострова путем поставок газа в обе его части столкнулись с серьезной проблемой: южнокорейская Kogas готова пойти на сделку только в том случае, если Россия примет на себя все риски, связанные с транзитом по территории КНДР.
Речь идет о трубопроводе длиной более 1100 км, 700 км из которых будет проведено по территории КНДР. Мощность газопровода составит 20 млрд м3 в год – поровну для Пхеньяна и Сеула. По замыслу России, такая форма транзита должна решить проблему энергоснабжения экономики КНДР и стимулировать ее отказ от ядерной программы.
Между тем, экспортная политика Газпрома нацелена на выход к конечным потребителям либо на оптовую продажу газа, но также максимально приближенно к целевому рынку сбыта. Так, например, на российской границе голубое топливо реализуется только соседним государствам. Поставки в Южную Корею через Северную должны были стать исключением из этого правила. Российский газовый гигант планировал сдавать газ уже на границе России и КНДР, что переложило бы все риски на плечи Южной Кореи. Теперь же выяснилось, что Корея тоже рисковать не любит.
По словам главы Kogas Чжу Канг Су, если Южная Корея и согласится пойти на сделку с Газпромом, то только в том случае, если российская сторона возьмет на себя всю ответственность за надежность и бесперебойность газовых поставок.
При этом Сеул не интересует размер транзитной ставки, который запросит КНДР, так как он собирается покупать газ по системе «все включено», тога как транзит будет оплачиваться Газпромом. Цена же на газ для Южной Кореи должна зависеть от стоимости СПГ в странах АТР.
|