KAZENERGY. С. Яшин. «Казатомпром - спад на рынке урана «переживет», АЭС построит».
На энергетическом Форуме в Астане с нетерпением ожидали выступление Казатомпрома, особенно в связи с аварией на Фукусиме.
Зампредправления Казатомпрома С. Яшин 5 октября ожидания оправдал. 2 основных вывода. Во-первых, Казатомпром «переживет» прогнозируемый спад на урановом рынке. Во- вторых, Казатомпром нацелен на строительство АЭС в РК.
«Разумеется, спад уранового рынка будет. Но наши рудники наиболее экономичные в мире. Казатомпром может более гибко планировать производство, чем компании, эксплуатирующие рудники с традиционным шахтным методом добычи. Поэтому у нас нет сомнений в том, что мы переживем этот спад»,- заявил С.Яшин на KAZENERGY. Шахтный метод – это про Россию. А в Казахстане сырье добывается методом подземного выщелачивания, который в 4 раза дешевле шахтного метода. За прошедшее 10-летие еще при М. Джакишеве Компания в разы увеличила добычу урана. Его арест в 2009 году связывали с «кознями» Москвы, что привело к охлаждению «атомных» отношений обеих стран.
В начале 2000-х годов Казахстан создавал СП преимущественно с компаниями, где прослеживалось российское участие, представленное компанией Атомредметзолото (СП Заречное – 2000 г, СП Акбастау - 2008 г, СП Каратау). Однако уже в 2005 года существенно активизировались американцы в лице Ф.Джустры. После прихода к власти В.Путина, Казахстан, почувствовав «железную руку» России, стал активнее сотрудничать с западными компаниями. Проблема для России в том, что в проекты с западными компаниями Атомредметзолото (АРМЗ) уже не приглашают. Таким образом, складывается щекотливая нестабильная ситуация, когда Казатомпром с одной стороны партнер АРМЗ, с другой – в компании с Toshiba, Cameco, Areva, Westinghouse – прямым конкурентом. Желание России добиться своего путем давления в атомной отрасли Казахстана, вероятно, пугает партнеров, что приводит к обратному эффекту. Собственно, как и в Украине.
Казахстан всеми силами пытается обойтись без российских партнеров. Westinghouse - обладает новыми технологиями по строительству атомных станций поколения 3+. Ожидается, что около половины АЭС в мире в будущем будет построено по их проектам и технологиям. Areva - в 2013 году в РК планируется построить завод по производству тепловыделяющих сборок по технологии французов. Cameco - на базе Ульбинского металлургического завода предполагается совместно организовать выпуск 12 тыс тонн гексафторида урана. Toshiba Corporation – добыча урана по межправительственному соглашению. «Бонус» для Казахстана - 40% рынка топлива АЭС в Японии (хотя сейчас это стало менее актуально). Все эти компании имеют первоклассную историю, авторитет и опыт. Казахстан выбирает лучшее.
Россия – авторитетная страна в атомных рейтингах, но конкурировать с такими «грандами» очень тяжело.
Добавьте боязнь Казахстана поглощения атомной отрасли Россией, и станет ясно, что России стоит очень постараться для победы. Стараться нужно, потому что на KAZENERGY С.Яшин озвучил намерение Казахстана построить АЭС в стране в течение 10-ти лет.
Специфика строительства АЭС такова, что кто строит, тот потом и топливо поставляет. В этом смысле Бушерской АЭС топливо может поставлять только Россия, поэтому с «атомным» Ираном Россия уже будет дружить точно. А вот, с кем будет строить АЭС Казатомпром пока не понятно.
«В ближайшее время нам предстоит определить роль и место атомной энергетики в энергобалансе страны, определиться с местами размещения атомных станций, выбрать оптимальные ядерные технологии, в первую очередь безопасные, а также, решить большой комплекс вопросов, начиная с подготовки кадров и разработки нормативной документации для использования атомной энергии и заканчивая возможностью участия казахстанских предприятий в строительстве АЭС», – отметил С.Яшин. Не случайно, Росатом много уделяет времени на объяснение безопасности АЭС, построенных по российским технологиям.
Но, это не все, здесь есть нюанс.
Это резкое удорожание проектов в процессе работы, которые, например, консорциум на Карачаганаке связывает с « нюансами казахстанского содержания проекта».
Добавьте сюда российские «нюансы», понятно, что это может привести к отрицательной эффективности проекта.
Последнее время стало гораздо меньше слышно С.Кириенко - рупора российского атомпрома, а его голос должен достучаться до казахстанских партнеров.
Какие требования по АЭС важнее Казахстану?
|