Конференция CREON в Балчуге. Нефтяные и нефтехимические отходы. О чем говорили?
Здесь, наверное, важнее сказать не «о чем», а «как» говорили.
Говорили увлеченно и с жаром, поэтому за переработку нефтешламов мы стали спокойны. CREONу 14 октября в Балчуге удалось собрать не просто заинтересованную аудиторию, но и провести действительно научное и техническое обсуждение проблем переработки нефтешламов. Главная «находка» CREONа – это А. Десяткин из промышленной группы Генерация. Его выступление показалось нам самым интересным. ПГ Генерация – один из «грандов» зарождающегося российского нефтесервиса, наряду с Интегрой, Евразией и ССК. Компания серьезная и уважаемая, стала партнером конференции и сюда «высадила серьезный десант».
А.Десяткин вначале сказал, что он «не главный технолог всей ПГ Генерация, а только ИЦ НГПП ПГ Генерация». Народ «встрепенулся», хотя присутствующих больше интересовала технология работы термодесорбционных установок японской компании LSM, о которой он говорил. По простому – это банальная технология сепарации с элементами японского термического know-how.
Японцы крайне осторожные партнеры. Кстати, если общались с ними, то обратили внимание, как они заботятся о своем здоровье. Посетят, например, производство хромовых солей, потом бегут в туалет промывать носоглотку, руки очень тщательно моют. А в цехе женщины по этой зеленой жиже ходят, «нюхают» 6-ти валентный хром и ничего, детей рожают. Без респираторов японцев не заставишь нюхать «приятный запах» нефтешламов.
Как Генерации удалось стать торговыми представителями японской LSM- непонятно. Японцы крайне неохотно идут на такие соглашения, поэтому можно только догадываться о том, какие усилия компания приложила для достижения цели. Но, они того стоят. А может кризис поспособствовал, или авария на Фукусиме.
Технология OSS, по словам оптимистичного А.Десяткина дает до 99% углеводородов, не использует химикаты или биоматериалы. Выделенные нефтепродукты не содержат тяжелых металлов и минимально подвержены деструкции, общее содержание серы снижено на 80% масс. Выделенный твёрдый остаток (механические примеси ) содержит 1-0,1% масс. углеводородов.
Короче, идеально подходит для переработки высоковязких нефтешламов. Здесь с ним можно согласиться, учитывая, что пиролиз не идеален, и дает газы низкого качества, а сушка малоэффективна. При крекинге много углеводородов остается в механическом остатке, да и серы больше в углеводороде.
Основой технологии OSS являются перегретый пар, скоростной теплообмен и ударная волна. Технология понятна: Сталкивающаяся энергия перегретого пара при сверхзвуковой скорости 2 Маха (2300 км/ч!) мгновенно размельчает нефтешлам и испаряет жидкости с твердого вещества. И что? Собственно, и все! Далее циклон – для отделения твердых частиц, скруббер для отделения углеводородов от воды.
И тут началось! Посыпались вопросы. Много. А где тяжелые металлы? А где можно посмотреть? (А.Вегерин, Рязанская НПК). В Китае, конечно. (Аудитории стало смешно) А Вы спрос просчитали? Мы технологи, а не коммерсанты. Мимоходом аудитория узнала, что А.Десятников уже 15 лет в «шламе», и 10 лет, как диссертацию защитил. Каков срок окупаемости?1 год за рубежом, 2 году в России. Сколько стоит? (спросили раз десять). При производительности 1500 кг/час -3 млн долл США. А проблема с твердыми остатками решена? Ребята, дайте с кеком сначала вопрос решить до конца. Строгий А. Витковский, коммерческий директор ПГ Генерация (из зала, строго) – «граждане, представляйтесь, пожалуйста, когда, вопросы задаете, всем ответим». Однако, помощи А.Десятникову было не нужно, он увлеченно отвечал на все вопросы. Было обсуждение насущных нефтешламовых проблем одновременно несколькими собеседниками. А.Десятникову удалось сделать аудиторию монолитной, знаете, как в социалистических фильмах в момент строительства металлургического завода. Однако, когда на вопрос въедливого дядечки о параметрах охлаждения в техпроцессе, А. Десятников ответил вопросом на вопрос: «А Вы знаете, что такое перегретый пар?», стало ясно, что дискуссию нужно завершать.
Модератор конференции, вероятно, слишком молодой для управления такой аудиторией, призывал к регламенту. Горячие научно – технологические мужи спорили, не слушая его. Сюда бы Г.Шмаля, который даже А. Дмитриевского может поставить в рамки регламента, он бы порядок навел быстро. Казалось, все! Но, тут с «галерки» встал С. Мещеряков, завкафедрой промэкологии РГУ НиГ им И. Губкина, тактично обсудил некоторые технические вопросы с запальчивым А.Десятниковым, ответил на ряд замечаний нефтешламовых «зубров» и рекомендовал модератору закончить прения. Многие вздохнули с облегчением - обед будет!
Обед, действительно, был, хотя многие, как обычно, его не попробовали. А зря! «Фишка» Балчуга - вкусный салат из лосося в виде бефстроганова, и десерт в белой креманке, типа тирамису. Общение продолжалось за обеденными столами.
Профессор А. Соловьянов, советник гендиректора Нефтегазавтоматики, «дочки» Ростехнологий, посетовал, что серы много, а что с ней делать? Китай раньше брал, сейчас стал брать меньше. В дорожное строительство или жилищное? Так ни дорог, ни домов «не напасешься». Советник, действительно, может советовать, потому что обладает знаниями по многим вопросам нефтегаза и смежных отраслей. Возможно, даже слишком большими. Кое - что, мы даже решили не публиковать. В своем докладе на Конференции он академично остановился на экологических аспектах утилизации отходов в Ростехнологиях. За столом он был прекрасным собеседником.
Д. Арипбаев, гендиректор казахстанской Мунай – экологии, произвел впечатление человека с громадным внутренним спокойствием. Очень интеллигентный, за столом был молчалив, но внимательно слушал. Во время конференции, он успел в кулуарах обсудить некоторые технические вопросы с московскими коллегами. Собственно, это тоже задача Конференции, дать возможность неформально пообщаться. В своем докладе, он остановился на практике применения комплексных установок по переработке и очистке нефтесодержащих шламов, нефтяных эмульсий и донных отложений в резервуарах. Хорошая презентация, хорошие немецкие технологии, знание вопроса. Нефтешламы Казахстана – в надежных руках.
М.Востриков, гендиректор компании Турмалин, человек – гора, не потому что – большой, а потому что сделал основательный доклад. Отвечая на вопросы, он скромно сказал, что не технолог, однако, по составу окислов азота знает больше многих специалистов. «У нас огневые технологии. Удастся получить вторичный продукт – хорошо, не удастся - тоже хорошо». Очень уверенный в себе директор. Со смехом рассказал, о вояже тогда еще ньюсмейкера Митволя в Салым петролеум. «Митволь им выставил штраф на 1 млрд рублей, они на следующий день купили у меня установку». Когда на КС Портовая потребовалось осушить газ перед закачкой в Северный поток (эта станция – последняя перед Северным потоком), то поставили хорошую большую австрийскую осушную установку, а куда девать отпарной пар, воды метанольные, этиленгликоли и тд. Поэтому, рядом поставили хорошую маленькую огневую установку Турмалина. Камерные технологии здесь не эффективны. Не штаммы же здесь разводить. Хотя мы и не против микроорганизмов в переработке шламов. Кстати, когда про микроорганизмы докладывал П.Антипин из компании Природа – Пермь, то вездесущий А.Десятников хитро спросил, правда, что микроорганизмы «едят» только парафинсодержащие нефтешламы? П.Антипин не менее хитро ответил, что это «вопрос дрессировки штаммов»!
Прекрасно выступил Д. Васильков, директор по развитию компании Экотера. Конечно, он продвигал продукт своей компании - технологию комплексной переработки нефтешламов, но сказал много познавательных фактов. Начал с «веселого». «Ощущаете «приятный» запах нефтешламов – ваше время пошло». По данным врачей после 15 лет вдыхания таких запахов, очень вероятны онкологические заболевания. При содержании нефтешламов в воде более 0, 4% - «рыба дохнет». Накоплено 1,5 млрд тн нефтешламов, или 500 млн тн в НЭ. Это сопоставимо с годовым объемом нефтедобычи. Утилизируется 2/3 шлама от нефтедобычи. Остальное хранится открытым способом. Своевременная утилизация нефтьсодержащих остатков сопоставима, по его мнению, с ростом нефтедобычи на 1,5%. Только на экспортных пошлинах можно получить дополнительно 2,5 млрд долл США. Говорил Д.Васильков очень грамотно, было похоже, что это или готовая диссертация, или будет в будущем.
Участникам конференции удалось подобрать, в основном, хороший состав компаний, и правильно подобрать докладчиков. Конференция получилась. Сказать, что участники здесь познакомились – нельзя, потому что они все друг друга знают. А вот регулярно проводить такие конференции нужно чисто с практической целью, потому что здесь происходит общение и обсуждаются решения технических проблем утилизации нефтешламов. До перестройки такие мероприятия проводились в формате Всесоюзных научно-практических конференций. В Балчуге было не так масштабно, но не менее результативно. Вместе с тем, присутствие государства в лице Минприроды придало конференции больший статус.
|