ОСК и Ак Барс хотят строить для Ирана транспортные суда и добывающие платформы на Каспии. А причем тут санкции?
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и Зеленодольский завод имени Горького, «дочка» АК БАРСа, подготовили Ирану коммерческие предложения по организации в стране производства транспортных и добывающих судов.
«Двигателем прогресса» отношений между Ираном и Россией являются регулярно проводимые заседания российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Именно в протоколах заседаний формулируются конкретные решения по развитию отношений. На тегеранском заседании комиссии в сентябре 2011 г акцент был сделан на мирном использовании атомной энергии и торжественном запуске в эксплуатацию АЭС в Бушере мощностью 1000 МВт. Кстати, уже после иранцы не исключили участие россиян в строительстве целой серии АЭС повышенной мощности.
Также в Тегеране были обсуждены перспективы двустороннего сотрудничества в различных секторах экономики. В области транспорта, в частности, был одобрен протокол, подписанный сторонами в августе текущего года, предусматривающий активизацию совместной работы по совершенствованию транспортировки, агентирования, экспедирования и перевалки грузов, включая транзитные перевозки, международные перевозки автомобильным транспортом, морские и железнодорожные перевозки, авиационные перевозки.
В развитие этих решений и сделали предложения Ирану ОСК и Ак Барс. Иран заинтересован в сотрудничестве с российскими компаниями, но мешают санкции. Основная трудность – как избежать санкций.
Россия уже имеет опыт отказа от контракта с Ираном на поставку С-300, штрафные санкции по которому составили немалую сумму. В свое время К.Косачев называл 1 млрд долл США с учетом аванса. Военно-технического сотрудничества с Ираном пока наладить не удастся, а жаль. А остальных областях нужно попытаться уже сейчас.
ОСК специально сгенерирована для консолидированного развития судостроительной отрасли России.
В связи с развитием морской составляющей нефтегазовой отрасли, потребность в мощном строителе морских буровых платформ, вспомогательных судов, челночных танкеров существенно возросла.
Поэтому поддержка со стороны государства обеспечена. Крайне своевременно ОСК поглотила Каспийскую энергию.
Вероятно, в этом вопросе помог государственный ресурс. И хотя, у ОСК только 41%, управлять активами будет именно Корпорация. Именно Каспийская энергия планируется для участия в контрактах с Ираном. Ак Барс можно уважать только за то, что Зеленодольский завод имени Горького остался в структуре Холдинга при формировании ОСК. Зная это, Иран понимает, что предложения от 2-х таких компаний серьезное.
Предполагается, что партнерами ОСК и АкБарса станут иранские компании Farasakhel и Sadra Group. Farasakhel строит суда – газовозы для транспортировки сжиженного природного газа, по купленной во Франции концессии. Верфи компании и производственная база компании находятся в Бендер-Аббасе, портовом городе на юге Ирана на берегу Персидского залива. Sadra Group строит буровые платформы, причем серьезные. В 2009 году была введена в эксплуатацию буровая платформа весом 14 тыс тонн, которая может работать на глубине до 1030 м и бурить морское дно на 6 тыс м. Платформа «Иран-Альборз» построена СП с участием Sadra (95%) и шведская фирмой GVA Consultants.
Шведы - давнишние их партнеры, участвующие в проектировании оборудования и оказывающие другие услуги.
Сотрудничать Иран и Россия в области судо – и платформостроении решили не вдруг.
В 2000-х годах Sadra уже работала с российским Выборгским судостроительным заводом.
ВСЗ участвовала в создании буровой платформы Иран-Хазар. О строительстве Хазара можно написать детективный роман.
Конечно, был объявлен тендер на 280 млн долл США!
И, конечно все мировые строители полупогружных платформ ринулись участвовать в нем.
И, несмотря на различные предложения, оптимальные по цене и технологиям, Иран решил передать контракт компании Sadra, которая к тому времени не имела опыта строительства таких платформ.
ВСЗ и активно участвующие сингапурцы тогда остались «с носом». Выборгу осталось строить только основания, а потом отправить своих специалистов на достройку в Иран.
Тогда это было необходимо, не только ВСЗ, а вся Россия выживала.
Построенная платформа Иран-Хазар приписана к Иранской северной буровой компании (ИСБК) и успешно сдается в аренду, ежегодно принося ИСБК доходы в размере 42 млн долл США.
Осталось только возобновить на новых условиях сотрудничество России и Ирана.
|