Судьба подводного наследия России будет решаться на Выставке «Мировой Океан -2011». Подводные сокровища – это не книжная, а вполне реальная история. Мало кто догадывается, что Россия, имеющая выходы к 13 морям и 2 океанам, обладает огромным количеством памятников подводного наследия. В глубинах морей и внутренних водоемов страны находятся тысячи затонувших судов различного времени, затопленных стоянок и поселений, портовых и гидротехнических сооружений. Однако в России, в отличие от большинства морских держав, не существует скоординированной политики в отношении морского наследия. Впервые за много лет к этой проблеме решили подойти вплотную. 1-3 декабря на Деловой программе 1 Международной выставки «Мировой океан», которая пройдет в МВЦ «Крокус Экспо», состоится сразу два круглых стола, посвященных подводному наследию страны. «Проект поправок в Закон об объектах культурного наследия уже проработан и находится на рассмотрении в Государственной думе РФ. Государству необходимо регламентировать эту деятельность, потому что сейчас «в России отсутствует контроль за извлечением из-под воды предметов, имеющих историческую ценность», - констатирует ведущий эксперт центра «Мировой океан», Совета по изучению производительных сил при Минэкономразвития РФ и РАН Светлана Фоломеева-Вдовина. По ее словам, существует огромная проблема не выявленных памятников культурного морского наследия. «В глубинах морей и внутренних водоемов России находятся тысячи затонувших судов различного времени, затопленных стоянок и поселений, портовых и гидротехнических сооружений – все эти объекты являются потенциальными памятниками. Однако мы не имеем организованного подхода к их изучению», - продолжает эксперт. В качестве примера Светлана Фаломеева-Вдовина приводит недавнюю историю по исследованию дна Финского залива, которое является крупнейшим в мире корабельным кладбищем. «Почти в идеальном состоянии - суда 19-20 веков. Их больше всего. Есть корабли 16 - 18 веков, среди них совершенно уникальные. К примеру, голландская шхуна «Фрау Мария», следовавшая из Амстердама в Санкт-Петербург, которая затонула в результате сильного шторма. Судно перевозило торговый груз – ткани, продукты питания, табак. Известно, что значительную часть трюмов занимала коллекция европейского искусства, преимущественно фламандского, закупленная Екатериной II для Зимнего дворца. Оценочная стоимость этого «экспоната» - 2 миллиарда долларов», - констатирует эксперт.