Н.Колесников: «Перевозки СПГ – устойчивый и исключительно стабильный вид деятельности Совкомфлота»
Группа компаний Совкомфлот (СКФ) отметила 5-летие существования газового флота в составе компании и деятельности в качестве независимого газового оператора.
5 лет назад СКФ начал эксплуатировать суда - газовозы для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), тем самым начав деятельность в новом, ранее недоступном для российских компаний сегменте рынка. Собственно, как и танкеров для перевозки сжиженного попутного нефтяного газа (СНГ).
Хотя технологии утилизация ПНГ основном включают его использование в качестве топлива для ГТЭС или сырья для переработки на НХЗ, тем не менее, технологии его сжижения для дальнейшей транспортировки тоже имеют место быть. География работы газовозов СКФ глобальная и охватывает все основные регионы производства и потребления СПГ.
Причем, это касается доставки и перевалки СПГ не только в российских, но и международных проектах. Это и Сахалин – 2, и Tanguh, и Escobar. Tanguh, например - это гигантское месторождение в Индонезии с разведанными запасами газа около 18 трлн ft3. Оператором проекта является BP Berau Ltd, или как модно сейчас говорить - beyond petroleum. Суда СКФ задействованы и по технологии ship-to-ship (перевалка СПГ на регазификационное судно). Это технология существенно удешевляет и делает более технологичным процесс доставки газа до потребителя. На регазификационном судне степень сжатия и температуру газа меняется, что позволяет передавать газ в магистральные сети. Однако мы не видим газовозы СКФ в Средиземном море, хотя там есть прекрасный Адриатический регазификационный терминал – «детище» ExxonMobil и Qatargas . Для любителей порассуждать на тему Nabucco и Южного потока информируем, что транспортировка катарского СПГ стоит где-то в 5 раз дешевле трубопроводного транспорта из России и Средней Азии. Видимо, не создаем ненужную конкуренцию Южному потоку.
Россию в настоящее время более интересует использование газовозов на Арктическом Севере, где ожидается существенный рост добычи углеводородов.
Этим объясняется активность СКФ в Арктике. Россия строит боевые подлодки для патрулирования на Арктическом Севере, создается прибрежная инфраструктура на всей трассе СевМорПути (СМП) – сотрудники МЧС, пограничники радисты и т.д. Возвращается романтика полярников 30-х годов. Активизировались политики. Атомфлот уже заключил договор проводку танкеров с газовым конденсатом компании НОВАТЭК, и обеспечил опытную проводку танкера -газовоза Perseverance класса PANAMAX по трассе СМП. Танкеры Совкомфлота Mar Adriana и Вячеслав Тихонов успешно прошёл по Северному морскому пути Активизация судоходства в этом регионе налицо. Газовозов нужно больше. На сегодняшний день в состав флота входят 6 судов-газовозов СПГ и 2 танкера СНГ (сжиженного нефтяного газа), которые обслуживают таких известных мировых клиентов, как Sakhalin Energy, Shell, Gas Natural, Transammonia, Geogas и другие компании. Этого количества явно недостаточно, и газовозы будут строиться. Почему, спросите Вы? Хотя бы потому, что среди танкерных перевозок стоимость транспортировки СПГ в конечной стоимости товара наивысшая и составляет 35%. Для сравнения: стоимость транспортировки нефти в конечной стоимости товара составляет 5%, аммиака - 19%, СНГ -11%. Поэтому в судостроительной программе группы компаний СКФ запланировано строительство 2-х ультрасовременных газовоза СПГ, которые строятся по заказу компании Gazprom Global LNG. Этим объясняются слова Н.Колесникова, финдиректора Совкомфлота о том, что «перевозки СПГ – устойчивый и исключительно стабильный вид деятельности. Отношения с клиентами - ведущими нефтегазовыми компаниями - выстраиваются на основании долгосрочных многолетних контрактов. Причем взаимодействие с клиентом и глубокая интеграция в его бизнес здесь очень тесная, поскольку удельный вес транспортной составляющей в стоимости товара достаточно велик и достигает 25-30%. На долю России приходится до трети мировых запасов газа. Поэтому стратегическим приоритетом для нас было и остаётся обеспечение потребностей российских нефтегазовых компаний в морских перевозках СПГ». С 1993 года Совкомфлот - акционерная компания, 100% которой находятся в собственности государства. Если учесть, что средняя стоимость танкера составляет 60 млн долл США, то внимание государства к Совкомфлоту понятно, равно, как и назначение на пост гендиректора компании И.Клебанова. В настоящий момент флот компании насчитывает 157 судна, суммарным дедвейтом 11,74 млн тонн. Средний возраст танкерного флота – 6,5 лет (при среднемировом показателе - 12 лет). В компании работают 5844 моряков и 2213 человек берегового персонала.
В чем выгода для России в развитии танкерного газового флота ?
|