Министр нефти Ирака Хусейна Аль-Шахрастани провел встречу с министром Виктором Христенко, главной темой которой было сотрудничествао Ирака и ряда российских компаний. Неожиданным явилось то, что министр Ирака, по сути, признал правильными решения прошлого руководства страны, половина членов которого гаходится сейчас в списках обвиняемых. Он подтвердил - для "Лукойла" поблажек не будет.
Хотя сложно назвать отношения, которые сложились между Ираком и "Лукойлом" почвой для поблажек - компания успешно сотрудничала с правительством С.Хусейна и в 1997 году в Багдаде было подписано соглашение о совместной разработке второй очереди месторождения Курна между ЛУКОЙЛом, министерством нефти и газа Ирака и российскими компаниями «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт». Западная Курна - одно из богатейших месторождений нефти в Ираке, расположенное в 100 км к северо-западу от города Басра. Запасы месторождения оцениваются от 10 до 20 млрд баррелей.
Теперь же, после начала восстановления страны, иракские влати могут предложить "Лукойлу" только миноритарный пакет в проекте освоения иракского месторождения «Западня Курна-2», заявил министр нефти. заметим, что к такому решению, исподволь, Ирак мог подтолкнуть и Владимир Путин. Дело в том, что Ирак взял на вооружение тактику сосредоточения всех запасов нефти и газа в руках государства с незначительным иностранным вмешательством. Не исключено, что пример брался именно с России. Все известные месторождения Ирака будут переданы Национальной нефтяной компании Ирака.
И вообще никаких прав у российской компании на месторождение нет, заявил министр. «Контракт был подписан и расторгнут прежним руководством Ирака» - сообщил он. Действительно, в конце 2002 года еще при режиме Саддама Хусейна Ирак попытался в одностороннем порядке разорвать это соглашение, но компания отказалась признать правомочность этого демарша, апеллируя к пункту соглашения о возможности признания его недействительным «только по решению Международного арбитражного суда в Женеве».
Это особенно странно в связи с тем, что "Лукойл" просто не мог начать выполнять условия контракта в связи с введенными против страны санкциями. А затем война вообще спутала все карты компании.