Китай снизил объем закупок нефти Ирана. Чтобы увеличить закупки у Канады?
До недавнего времени Пекин импортировал около 20% иранских углеводородов, однако уже с января объемы закупок сократились почти вдвое - сразу на 285 тысяч барр в день.
Решение было принято после одобрения Евросоюзом введения нефтяного эмбарго в отношении Ирана.
Официально китайцы не поддерживают ни ЕС, ни США. Поэтому нельзя сказать, что Китайцы тоже решили объявить Ирану эмбарго, скорее всего, они просто воспользовались благоприятной рыночной конъюнктурой, чтобы извлечь максимальную выгоду из войны НАТО с Ираном.
Как считают специалисты, Китай таким образом принуждает «загнанный в экономическую ловушку» Иран к демпингу, уже давно пытаясь снизить цену на Иранскую нефть и предлагая вместо денег свои товары. Однако министр нефти Ирана считает, что никаких проблем не видит в том, чтобы оплата нефти шла в юанях. Так же как у Индии недавно просил Иену. Лишь бы не доллары.
Снижение цен от Ирана вряд ли возможно, так как нефть, в отличии от газа, торгуется на мировых рынках преимущественно по спотовым контрактам. Поэтому официального снижения добиться будет невозможно, и если оно произойдет, об этом мало кто узнает.
До сих пор Иран являлся третьим крупнейшим поставщиком углеводородов на китайский рынок.
Иранская нефть поставляется на нефтеперерабатывающие заводы Китая, такие как Sinopec и PetroChina.
Временной альтернативой иранской нефти стали углеводороды из Саудовской Аравии, которая с октября прошлого года увеличила дневные объемы добычи на 360 тысяч баррелей, России, Нигерии, Анголы, и Канады, которая сама сегодня предложила свою помощь Китаю.
Из Саудовской Аравии китайский сырьевой брокер Unipec («дочка» Sinopec) сумела добиться увеличения поставок нефти, используя особенности составления контрактов, допускающие покупку большего количества сырья, нежели оговорено изначально. Из России в марте в Китай должны прибыть сразу 5 танкеров российской нефти марки ESPO общим объемом 3,65 млн барр, а также один танкер с нефтью марки Urals.
Скорее всего не упустит свой шанс сыграть на этом и Саудовская Аравия, желая иметь такого ценного импортера нефти как Китай, она обязательно установит для них эксклюзивную цену, которая будет ниже рыночной. Эксперты же утверждают, что дальнейшее наращивание объемов добычи в Саудовской Аравии в случае наступления какой-либо кризисной ситуации может привести к непредсказуемым последствиям на мировом энергетическом рынке.
Если Саудовская Аравия полностью вытеснит иранскую нефть из структуры импорта Китая, то в мире почти не останется свободных запасов, которые можно быстро ввести на рынок в случае войны, природного бедствия или другого форс-мажора. Такой дисбаланс очень опасен, и вряд ли Пекин пойдет на такие риски.
К таким жарким событиям подключилась и Канада.
Премьер-министр С. Харпер вчера начал четырехдневное турне по Китаю. Главными задачами станет лоббирование поставок канадских углеводородов и финансовых услуг на растущие рынки КНР, а также знакомство с основными фигурами будущего китайского политбюро.
Вояж господина С. Харпера привлек особое внимание американских республиканцев.
Они обрушились с критикой на администрацию Б.Обамы за то, что она заблокировала проект строительства нефтепровода из Канады в Техас и тем самым подтолкнула Оттаву к сотрудничеству с главным конкурентом США в борьбе за мировое лидерство.
Скорее всего С. Харпер поехал восстанавливать испорченные отношения с Китаем после своего же заявления в 2006 году о том, что торговля с КНР не означает, будто они готовы отказаться от своих ценностей и продаться.
В рамках этого подхода он даже отказался от приглашения приехать на открытие Олимпийских игр в Пекине в 2008 году.
Теперь С. Харпер везет в КНР делегацию из 40 представителей крупнейших канадских корпораций, которые осознают, что отношения нужно налаживать с Азиатско-Тихоокеанским регионом, куда смещается центр мировой экономической активности.
На данный момент около 99% нефтяного экспорта Канады поступает в США. Однако после начала мирового кризиса многие канадские эксперты заговорили о необходимости диверсифицировать рынки сбыта. Особенно актуальна эта задача на фоне возможности начала второй волны кризиса и рецессии в США.
За счет проекта Keystone XL Оттава рассчитывала вывести свое сырье на мировые рынки и возить нефтепродукты в Азию либо танкерами через Панамский канал, либо доставлять их из Техаса на берег Тихого океана по нефтепроводу.
Однако решение администрации Б. Обамы подтолкнуло Канаду к поиску альтернативных вариантов.
Китай и сам проявляет интерес к канадским углеводородам. Подтверждение этого – канадская Syncrude, 9% акций которой в 2010 году китайская нефтехимическая госкомпания Sinopec выкупила у ConocoPhillips за 4,65 млрд долл США.
Помимо увеличения поставок углеводородов и обсуждения маршрутов их доставки в КНР (одним из них является проект канадской Enbridge по строительству нефтепровода из Альберты до Тихого океана) С.Харпер также намерен обсудить доступ канадских финансовых институтов в КНР.
Все эти темы канадский премьер обсудил вчера с премьером Госсовета Вэнь Цзябао, а уже сегодня он встретится с председателем КНР Ху Цзиньтао и первым вице-премьером Ли Кэцяном, который уже в следующем году после XVIII съезда Компартии Китая должен получить премьерский пост.
|