Минэнерго РФ. Правительственной комиссии по ТЭК представлена Программа развития нефтепродуктопроводов в РФ
20 февраля 2012 года Минэнерго России представило на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики Программу развития нефтепродуктопроводов в РФ (далее – Программа).
Документ был подготовлен Минэнерго России в целях выполнения поручения по итогам заседания Правкомиссии по ТЭК от 7 ноября 2011 года.
Программа предполагает развитие системы магистральных нефтепроводов и продуктопроводов РФ (МНПП) в рамках реализации мониторинга Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года.
В Программе развития нефтепродуктопроводов в РФ заложены следующие принципы развития системы МНПП: мониторинг фактической реализации планов нефтяных компаний по модернизации и строительству НПЗ; учет потребностей крупных центров потребления в нефтепродуктах (с разбивкой по типам продуктов, их качественным характеристикам, способу поставки, стоимости транспортировки, прогнозу потребления в будущем); учет экономической эффективности поставок как для производителей, так и для потребителей продукции; предоставление нефтяными компаниями гарантий по заполнению трубопроводов, в том числе на условии «качай или плати».
В документе рассмотрены варианты развития системы магистральных нефтепроводов и продуктопроводов для обеспечения нефтепродуктами крупных центров потребления, уже имеющих доступ к системе НПП, строительство новых трубопроводов в направлении крупных центров потребления, не имеющих доступа к системе.
Также в нем отражен вариант развития НПП путем восстановления ранее существовавших трубопроводов.
С учетом фактической реализации планов нефтяных компаний по модернизации и строительству НПЗ развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов будет идти по двум направлениям.
В первую очередь, внутренний рынок будет обеспечен моторным топливом, в то же время избыточные объемы произведенных нефтепродуктов будут экспортироваться в северном и южном направлениях для повышения конкурентных возможностей российских НПЗ.
Таким образом, в случае наличия необходимой ресурсной базы при рассмотрении вопроса строительства новых продуктопроводов, реконструкции и модернизации старых в каждом конкретном случае ключевым является вопрос экономической эффективности поставок как для производителей, так и для потребителей продукции с учетом конкуренции между различными видами транспорта как по стоимости, так и по условиям транспортировки нефтепродуктов.
Минэнерго РФ считает, что одним из главных сдерживающих факторов увеличения объемов поставок нефтепродуктов трубопроводным транспортом является неоднородность качественных характеристик выпускаемого топлива.
Так при смешении нефтепродуктов разных классов происходит снижение общего уровня качества топлива в трубопроводной системе.
В Программе развития нефтепродуктопроводов в РФ учтен баланс производства и потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке РФ.
Так, в результате проводимой модернизации нефтеперерабатывающей отрасли РФ, которая в настоящее время коррелируется со сроками перехода на производство нефтепродуктов экологических классов в соответствии с требованиями Технического регламента по топливу, к 2016 г будут созданы производства, выпускающие однородную высококачественную продукцию. Фактическая реализация нефтяными компаниями инвестиционных программ модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в соответствии с четырехсторонними Соглашениями, подписанными с ФАС России, Ростехнадзором, Росстандартом в июле 2011 года, позволит увеличить производство светлых нефтепродуктов в 2015-2016 годах на 58% к уровню 2011 года.
Опережающими темпами будет расти производство дизельного топлива (на 69%), что приведет к более чем двукратному превышению его объемов над потребностями внутреннего рынка. Уже начиная с 2016 года будет производиться моторное топливо, соответствующее 5-му экологическому классу, что позволит транспортировать по системе нефтепродуктопроводов монопродукты с едиными качественными характеристиками.
Таким образом, реализация планов нефтяными компаниями по модернизации НПЗ позволит обеспечить внутренний рынок моторным топливом, подключить новые нефтеперерабатывающие заводы – Волгоградский и Саратовский НПЗ, новые центры потребления, в том числе г. Ростов-на-Дону, расширить поставки в Москву, изменить географию экспорта нефтепродуктов с использованием нефтепродуктопроводов, расширить пропускные способности НПП Кириши – Приморск (проект Север), построить магистральный НПП Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск (проект Юг).
По итогам ежегодного мониторинга Минэнерго России будет вносить уточнения в Генеральную схему нефтяной отрасли до 2020 года в части развития системы магистральных трубопроводов.
Транснефтепродукт - единственная в России компания, транспортирующая светлые нефтепродукты (дизельное топливо, бензин, керосин) от 17 нефтеперерабатывающих заводов из 35 крупных НПЗ (мощностью переработки не менее 1 млн тн/год нефти, расположенных на территории Союзного государства России и Беларуси) в различные регионы России, страны Таможенного Союза, а также в страны дальнего зарубежья по системе магистральных нефтепродуктопроводов. Протяженность МНПП Транснефтепродукта составляет 19,2 тыс км. Транснефтепродукт транспортирует нефтепродукты как по прямым (от НПЗ до экспортного порта или потребителя), так и по смешанным транспортным схемам (от НПЗ – по собственной трубопроводной системе, затем железнодорожным транспортом).
Средняя загруженность системы МНПП составляет 60-65%.
Транспортировка светлых нефтепродуктов по системе МНПП Транснефтепродукт в 2011 году составила 29, 6 млн т.
|