Газпром продает свой флот, и буровые платформы продает. Веселые куплеты или грустная баллада?
Компания Газпром собирается продать не только свой флот, но и несколько морских буровых платформ.
2-е из платформ намерена приобрести готовящаяся к приватизации госкомпания Совкомфлот, а Газфлот, скорее всего, уйдет А. Ротенбергу, который «дружит» с В. Путиным и с Газпромом уже давно. В прошлом году, например миллиардер и коммерсант А. Ротенберг купил Газпром Бурение за 4 млрд долл США и заключил контракт на 3 года вперед, а ранее, в мае 2009 года без конкурса получил подряд на строительство газопровода Джубга—Лазаревское—Сочи. Аналогично получают подряд на строительство газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток. Газфлот сейчас из-за прекращения его финансирования и неопределенности с будущим на буровых платформах компании, стоящих в открытом море у берегов Сахалина, назревает чрезвычайная ситуация. Под угрозой оказалось и имущество стоимостью более 2 млрд долл США: на буровых находятся 132 моряка, поддерживающих их деятельность. Напомним, в декабре 2011 года Самоподъёмная буровая платформа (СПБП). Кольская потерпела крушение в Охотском море и затонула 16 декабря 2011г во время шторма. Осенью 2011 года, когда по заказу Газпрома были изготовлены две полупогружные буровые платформы Полярная звезда и Северное сияние, предназначенные для работ на Арктическом шельфе, Газфлот стал очень привлекательным активом для приобретения. Особенно к концу августа, когда строительство и испытание буровых завершилось. Несмотря на то, что платформы были построены на деньги Газпрома и принадлежат ему, заказчиком строительства, а сейчас и оператором, является 100% «дочка» концерна Газфлот. Таким образом, основными причинами продажи флота и буровых Газпромом можно обозначить как выделение нефтесервиса, так и чрезвычайную ситуацию в вопросе разведки арктического шельфа. Буровые платформы изначально предполагались для бурения на Штокмановском газоконденсатном месторождении в Баренцевом море, где до кризиса старт добычи был намечен на 2013 год. После того, как освоение Штокмана отложили на 4-5 лет, платформы решили использовать для доразведки полученных Газпромом лицензионных участков на шельфе Сахалина (Киринского, Аяшского и Восточно-Одптинского блоков проекта Сахалин-3). Сейчас Штокман снова откладывается, к тому же Европа и Украина снижают потребление российского газа, совершая постепенный переход на уголь. Взяв во внимание все эти факты, можно предположить что Газпром начал «считать деньги». После отказа руководства Газпрома от содержания и развития собственной флотилии, финансирование Газфлота с января 2012 года прекратили. И это после таких замечательных показателей за 2011 год. В январе-феврале компания продержалась на плаву за счет маневров с расходами, в частности, выплатил зарплату персоналу, не рассчитавшись полностью с подрядчиками за прошлый год. Кроме того, из-за отсутствия средств Газфлот не в состоянии снабжать находящиеся в море буровые платформы топливом. На хваленых буровых осталось горючего лишь на 7-10 дней, на платформах практически уже используется аварийный запас. Вот и получается, что дорогостоящие буровые платформы, которые обошлись Газпрому в 62 млрд рублей, простаивают, хотя могли выполнять работы в рамках геологоразведочных лицензий концерна в южных акваториях за рубежом. В соответствии с принятой концерном программой по освоению шельфа до 2030 года, Газпром собирался построить и заняться содержанием собственного флота. Что потребовало бы в ближайшие 10 лет приобрести 4 плавучие буровые установки, 5 платформ, более 18 судов снабжения и 16 судов обеспечения в порту Териберка (для Штокмана), а также 13 танкеров для перевозки СПГ. Стоимость создания такого флота превышает 10 млрд долл США с учетом того, что часть дорогостоящих объектов уже построена.
Задача собрать всю инфраструктуру, обеспечивающую морскую деятельность Газпрома «под одной крышей» оказалась непосильной. Газпром и Газфлот вынуждены обеспечивать заказами российские судостроительные заводы в рамках программы поддержки отечественного производителя в ущерб эффективности и качеству.
Из-за известных кадровых перестановок в Газпроме, предпродажная подготовка Газфлота несколько затянулась. В январе генеральный директор Совкомфлота С. Франк написал А. Миллеру письмо с предложениями по расширению сотрудничества в сфере морского бурения. В документе предлагалась следующая схема взаимодействия: Газпром продает буровые платформы финансово-лизинговой компании по балансовой стоимости, а та, в свою очередь, передает их на 20 лет Совкомфлоту. Кроме того, Газпром может зафрахтовать буровые у Совкомфлота на 5-7 лет для выполнения работ на шельфовых месторождениях концерна. Профильным департаментам концерна поручено подготовить предложения до 15 марта. Помимо этого компании подписали соглашение о пробных поставках СПГ по Севморпути. Совкомфлот в 2011 году в рамках обсуждения подготовки схемы приватизации госпакета акций предлагал провести ее в виде допэмиссии. А вырученные у частных инвесторов деньги менеджмент Совкомфлота хотел направить на выкуп буровых установок у Газпрома и других судов. Издание сообщает, что чиновники эту идею не поддержали, но от планов получить эти активы Совкомфлот не отказался, так успех этого мероприятия будет в значительной степени зависеть от того, кто все-таки станет новым акционером компании.
К тому же многие специалисты отмечают, что из-за специфики и ярко выраженной сезонности буровых работ на шельфе северных морей уже сейчас можно говорить, что в этом году использовать Полярную звезду и Северное сияние вряд ли удастся. А для того, чтобы подготовить и провести тендер по продаже актива, необходимо время. Так с Газпром бурением от решения комиссии по непрофильным активам до отчуждения в пользу победителя аукциона прошло 7 месяцев. Даже если сейчас сделка будет оформлена гораздо быстрее, новому собственнику придется выиграть газпромовский тендер на проведение геологоразведочных работ, подготовить и утвердить программу геологоразведочных работ, получить все необходимые разрешения, так только процедуры согласования с органами надзора занимают четыре месяца.
Обсудить на форуме
|