Казахстану грозит дефицит бензина из-за нехватки сырой нефти
Председатель комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользования А. Милютин сегодня, в своем докладе в нижней палате парламента сообщил, что видит несколько причин в образовании высоких цен на топливо, и дефицита ГСМ на внутреннем рынке РК.
По его мнению, основная причина - отсутствие конкурентоспособности казахстанских НПЗ, которое не позволяет наладить выпуск в достаточном объеме. Конечно, РК сейчас уделяет большое внимание переработке, в связи с чем идет и переоснащение заводов, но это долгий и постепенный процесс, который требует времени и терпения. А пока в Казахстане не только действует запрет на вывоз ГСМ, но и установлены предельные розничные цены на него. Кроме всего прочего, месяц назад были увеличены и пошлины на экспорт нефти. Однако, А. Милютин считает, что вторая проблема связана не с экспортом, а с зависимостью внутреннего рынка от импорта сырой нефти. Именно этот фактор влияет на развитие инфляционных процессов в экономике страны. То есть - через импорт нефтепродуктов происходит и «импорт инфляции». Следовательно, происходит и рост цен на многие потребительские товары. Сильнее всего проблема дефицита нефти коснулась Павлодарского (ПНХЗ) и Шымкентского заводов. На ПНХЗ совсем недавно к разработке нового национального стандарта в сфере нефтепереработки. Казахстанчский научный институт совместно с заводом разрабатывает программу, позволяющую реже ремонтировать НПЗ и увеличить срок эксплуатации оборудования. На Шымкентском НПЗ также, несмотря на дефицит топлива, в конце прошлого года был проведен капитальный ремонт. И из-за недопоставок сырой нефти из России заводы работают не на полную мощность. Что отразилось на объемах производства нефтепродуктов и привело к увеличению удельных затрат на переработку, и как следствие к дефициту и увеличению цен на ГСМ. Кстати за прошлый год цены по Казахстану поднялись в среднем на 26%. «Если проблема Шымкентского НПЗ, на котором только недавно прогремел взрыв, в перспективе будет решена за счет Кумколя, то обеспечение Павлодарского НПЗ собственной сырой нефтью еще долго будет серьезной проблемой», - отметил А. Милютин. Все государственное и законодательное регулирование нефтегазовой сферы в Казахстане сейчас направлено на стимулирование добычи и экспорта сырой нефти. А вот такие вопросы, как глубокая переработка нефти или развитие сферы перевозок и транспортировка практически не затрагиваются. Казмунайгаз только 2 недели назад сообщил что собирается построить на Атырауском НПЗ комплекс глубокой переработки нефти.
В России такие комплексы уже успешно используются СИБУРом. На Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа тоже планируют выпускать дизельное топливо класса Евро-4 уже в августе 2012 года.
Обсудить на форуме
|