В. Путин запустил 2-ю очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) в Усть-Луге
Первый танкер с нефтью на экспорт отправляется из порта Усть-Луга в Финском заливе в рамках тестового режима.
Это право доверено танкеру «Невский проспект» Совкомфлота, дедвейтом - 114,6 тыс тн, длиной около 250 м, шириной – 44 м, который отправится в Нидерланды.
Запуск в эксплуатацию 2-й очереди БТС - 2 ожидался в декабре 2011г, но в связи с летними простоями при проведении дноуглубительных работ в порту, произошла задержка.
Именно тогда координатором проекта была назначена Транснефть.
Россия последовательно реализует стратегию независимости поставок углеводородов в обход стран – транзитеров. В области газа построен Северный поток, скоро начнется практическая реализация проекта Южный поток.
Временами даже кажется, что Газпром слишком увлекся трубопроводным транспортом газа в ущерб СПГ и сланцевому газу.
Распоряжение правительства РФ о строительстве БТС-2 по маршруту Унеча (Брянская обл) – Усть-Луга (Ленинградская обл) было подписано в ноябре 2008 года. БТС-2 была построена в срок около года. Тогда в этом решении было много политики, ввиду обострения отношений России и Белоруссии.
И было принято решение соединить нефтепровод Дружба с российским портом в Балтике.
Сейчас никаких проблем между странами – соседями не существует, и трубопроводному экспорту нефти через Белоруссию, Польшу и тд ничего не угрожает.
Однако проект БТС-2 на европейском направлении ожидается быть эффективным. Этому будет способствовать и нефтеналивной терминал, который Группа Сумма строит в порту Роттердам. В рамках проекта БТС-2 построен магистральный трубопровод мощностью до 30 млн тн/год нефти, длиной около 1 тыс км .
Трасса нефтепровода проходит по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. В процессе реализации проекта построены 2 нефтеперекачивающие станции (НПС), реконструированы действующие НПС Унеча и Андреаполь. Вновь построенная нефтебаза Усть-Луга имеет 8 резервуаров емкостью 50 тыс м3 каждый.
Технологическая схема нефтебазы позволяет одновременно загружать 2 танкера дедвейтом до 150 тыс тн.
Строительство нефтеналивного терминала в Усть –Луге ведет Роснефтьбункер.
Первенцем идеи создания независимого балтийского направления транспортировки российской нефти стал проект строительства БТС-1, введенный в эксплуатацию в декабре 2001г (в направлении порта Приморск).
Сейчас через порт Приморск отгружается до 74 млн тн/год , что составляет около 30 % российского экспорта нефти. Мощность БТС-2 на начальном этапе составит 30 млн тн/ год, к декабрю 2013 г мощность возрастет до 38 млн тн/год нефти.
Все бы хорошо, но с Белоруссией отношения наладились, и снижать транзит нефти через белорусские северную и южную ветки МНП Дружба: Полоцктранснефть Дружба и Гомельтранснефть Дружба, вроде «не с руки». Кстати, если Гомельтранснефть Дружба ежегодно прокачивает около 70 млн тн российской нефти, то Полоцктранснефть Дружба загружен существенно меньше.
Обычный парадокс. В газовой отрасли есть гигантские перспективы роста добычи, но есть существенные проблемы с его сбытом.
В нефтяной отрасли России все наоборот.
Есть дополнительные мощности транспортировки, но нет таких перспектив роста добычи нефти.
Вероятно, мощности будут сняты с других портовых направлений.
Это значит, что могут пострадать НЛ терминалы в польском порту Гданьск и украинских портах Одесса с Южным, через которые транзитом проходит 5 и 20 млн тн/год нефти, соответственно.
Но, в данном случае, никакой политики. Чистая экономика.
|