На вопрос о том, хочет ли Транснефть купить белорусскую часть Дружбы, М. Барков лаконично ответил: «Можем».
На этот и другие вопросы вице-президент Транснефти М. Барков ответил на ММЭФ-2012 ТЭК России в XXI веке.
В январе 2012 г Беларусь попыталась поднять вопрос о повышении тарифной ставки на транспортировку российской нефти по своему участку нефтепровода с красивым названием Дружба. Однако эта попытка повысить эффективность своего участка нефтепровода Дружба для Беларуси может иметь обратный эффект.
Нельзя не отметить, что нефтепровод был назван Дружбой не случайно. Это классический пример успеха мировой энергетической политики и дипломатии. Европа тогда получила доступ к российским энергоносителям, а СССР получил новые технологии, оборудование и новые контакты в энергетической сфере.
Сейчас этому примеру не следуют не только Россия и Европа, но, как мы видим, и внутри СНГ принцип «здесь и сейчас», вероятно, победил способность оценивать перспективу на межгосударственном уровне.
Слишком часто транспортировка российской нефти переводится из политики в экономику, хотя политики неуклюже пытаются говорить об обратном.
Чего, например, добилась Украина, построив нефтепровод Одесса- Броды? Это была явная попытка "разрушить Дружбу"замещением экспорта российской нефти транзитной нефтью, полученной в Одессе в обход России.
Сейчас, напротив, Россия собирается строить нефтепровод в обход Украины. Это очередная попытка "разрушить Дружбу".
Беларусь в текущей ситуации вообще может потерять этот нефтепровод. И сделано это будет, вероятно, так же добровольно, как и в случае с Белтрансгазом. Россия опять заплатит хорошую цену. 2,5 млрд долл США за Белтрансгаз – это хорошая цена, но прибыль от транзита газа по территории Беларуси за период , конечно, существенно выше.
Зачем России белорусский участок Дружбы? Россия собирается увеличить транзит нефти по белорусскому участку Дружбы, потому что будет строить нефтепровод в обход Украины.
Это в духе российского бизнеса – не делиться и забрать всю прибыль себе.
Запуск БТС-2 – это скорее политический проект.
За попытку рассказать общественности о неэффективности БТС в свое время поплатился С.Вайншток - казавшийся непобедимым тогда «северный генерал», ныне израильский бизнесмен.
Именно тогда в Транснефти появился новый директор Н.Токарев, пути которого еще в ГДР пересекались с В.Путиным.
БТС-2 в очередной раз дает независимость в экспорте нефти, но с экономической точки зрения этот проект существенно проигрывает традиционному экспорту по нефтепроводу Дружба. М. Барков уклончиво добавил, что переговоры о покупке белорусского участка МНП Дружб, по которому российское сырье поступает потребителям в Центральной и Восточной Европе, велись ранее, и если они возобновятся, «Транснефть в них снова примет участие».
Гораздо меньший интерес вызвала информация М.Баркова о возможном досрочном запуске в эксплуатацию 2-й очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.
Здесь независимость от транзитных стран была предусмотрена сразу.
«Мы предполагаем запустить 2-ю очередь ВСТО в октябре-ноябре 2012 г, если все сложится удачно. Запуск системы будет осуществлен предположительно в Хабаровске, он будет примерно на 2 года раньше того срока, который был запланирован правительством», — сказал М. Барков.
На практике это означает, что Транснефть начнет заполнять ВСТО-2 нефтью уже в апреле – мае 2012 г.
2-я очередь ВСТО соединит Сковродино и Козьмино, откуда нефть морским путем будет доставляться потребителю. Запуск 2-й очереди ВСТО позволит получать более дешевое сырье Комсомольскому НПЗ Роснефти и Хабаровскому НАЗ Альянса.
|