Роснефть и Транснефть нанесли ущерб России на 3 млрд долл китайскими контрактами?
Генпрокуратура начала проверку китайских контрактов Роснефти и Транснефти. Ведомство интересует законность скидок, предоставленных китайской стороне, из-за которых российские партнеры могут недосчитаться 3 млрд долл США.
Об экспорте нефти в Китай Россия договорилась еще в 2009 году. Китайские госбанки предоставили Роснефти и Транснефти кредит на 25 млрд долларов США на строительство ответвления трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан (Кстати, недавно компании заявили о пересмотре этих соглашений, не раскрыв деталей). В обмен российская сторона согласилась поставлять ежегодно по 15 млн тонн нефти до 2030 года. Но как только поставки начались, Китай в одностороннем порядке пересмотрел ценовые условия контракта и стал платить на 7% меньше.
В июле 2011 Газпром потребовал аванс в размере $25 млрд в счет будущих поставок газа. Этот фактор ещё больше усложнил переговоры.
В итоге общий ущерб составил 3 млрд долларов, которые российская сторона списала в обмен на сохранение транспортного тарифа.
Информация о проверке просочилась в прессу из писем правоохранительного ведомства депутату Госдумы Н.Коломейцеву. Он в конце февраля просил президента Д.Медведева и генпрокурора Ю.Чайку проверить новые контракты госкомпаний с Китаем и оценить их последствия для экономики России. Аналогичный запрос якобы на днях будет направлен в Счетную палату.
Осенью 2011 года были достигнуты договоренности об изменении цены поставок нефти в Китай, которые ведут российские компании. Китайская сторона должна была полностью погасить долг в 134 млн долларов. В начале марта 2012 глава Роснефти Э.Худайнатов говорил, что долг погашен, а компания в контрактах с Китаем пересмотрела формулу цены, отступив от ее максимального уровня.
Проверять соглашения Роснефти и Транснефти будет Генпрокуратура, хотя изначально обращение депутата было направлено в московское ведомство. Связывают это с тем, что проверить факты силами московского ведомства оказалось невозможно, а сама проверка имеет большое значение.
Помимо Н.Коломейцева разобраться в деталях китайских контрактов российских гигантов пытался и их миноритарный акционер А.Навальный, обвинив Транснефть в краже 4 млрд долл США,
Эксперты считают, что изначально в формулу цены нефти для Китая был включен более высокий транспортный тариф. У китайской стороны возникли объективные претензии к коэффициенту, который учитывал в формуле издержки на транспорт нефти до Китая. Эти издержки меньше, чем в целом по ВСТО, с учетом короткого транспортного плеча до КНР. Если бы стороны не договорились, то скидка была бы не 1,5 доллара, а минимум раза в два выше. Вся сложность в процентах по кредиту, который китайская сторона предоставила в самый разгар экономического кризиса. Ведь ставка была ниже 2% годовых. Так что российские компании, делая скидку, просто «сгладили вопрос» со своим крупнейшим стратегическим партнером на рынке энергоносителей. Скорее всего проверка Генпрокуратуры - не более, чем формальность. И дело скоро замнётся.
|