1BM.ru - Первый машиностроительныйВернуться на главную страницу порталаКонтактная информация

Первый Машиностроительный Портал

информационно-поисковая система
Форма для связи
 
Каталоги предприятий
Предприятия машиностроения
Поставщики проката, поковок, отливок
Работы и услуги для машиностроения
Библиотека портала
ГОСТы, ОСТы, ТУ
Марочник металлов и сплавов
Бесплатные программы
Реклама на портале
Отраслевой форум

Итоги Международной Конференции «Поликарбонат 2012»


Российская индустрия этого материала организуется и стремится к информационной прозрачности.
В пятницу 20 апреля в Москве в отеле Ritz-Carlton состоялась международная конференция Creon «Поликарбонат 2012». Российский рынок поликарбоната, несмотря на прогнозы скептиков, продолжает расти и это воодушевляет всех участников рынка. Компания Creon ежегодно проводит конференции, которые посвящены этому материалу, собирает на одной площадке всех ключевых игроков, «проверяет пульс» рынка и делает все возможное для его количественного роста и качественного развития. Об этом участникам мероприятия в приветственном слове напомнил генеральный директор компании Creon Санджар Тургунов.

С обзорным докладом о состоянии российского рынка поликарбоната выступил старший аналитик ИАЦ «Кортес» Александр Шкурин. Объемы потребления материала в стране за год выросли более, чем на треть и достигли 92 тыс. тонн. Хотя мощности единственного отечественного производителя поликарбоната «Казаньоргсинтеза» загружены почти полностью (комбинат выпустил 58 тыс. т из 65 возможных), а объемы экспорта снизились более чем вдвое, российский рынок остается дефицитным. В прошлом году в страну было ввезено 47 тыс. т поликарбоната, главным образом, из Западной Европы (Испания, Бельгия, Нидерланды, Германия), Кореи и Таиланда. Увеличение объемов импортных поставок происходит в основном за счет роста закупок материала в Европе, где среди компаний-импортеров ведущие позиции занимают SABIC и Bayer. В марочной структуре импорта поликарбоната за последние четыре года резко выросла доля марок строительного назначения (для выпуска ПК-листов), а доля оптических марок (для выпуска компакт-дисков и др.) снизилась. Сейчас около 40% ввозимого поликарбоната предназначается для переработки в строительные материалы, треть идет на нужды машиностроения. Пять из каждых шести тонн ввозимого в страну поликарбоната попадают на рынок двух столичных регионов, прямые закупки материала региональными компаниями невелики. Общее число участников рынка, по крайней мере, официально, сокращается. Если в 2007 году в отрасли работало 117 компаний, то к 2011 году осталось только 81.

Внешняя торговля поликарбонатными листами имеет, согласно официальной статистике, сравнительно небольшие масштабы. Импорт ПК-листов в Россию сокращается, за четыре года он сократился вдвое и составил немногим более 1 тыс. т. Крупнейшим поставщиком поликарбонатных листов в страну остается Китай. Объемы вывоза аналогичной продукции из России динамично растут, однако в 2011 году составили всего 231 тонну, основным покупателем российских листов является Украина.

Цены на материал внутри страны за последние два года выросли в полтора раза. В результате российский поликарбонат продается примерно по такой же цене, как европейский, и намного дороже азиатских аналогов. На ценообразование влияют ставки импортных пошлин, которые сейчас составляют 5%, однако с середины 2012 года вырастут до 10%. К 2015 году они должны снизиться до 4%, что значительно облегчит ввоз в Россию зарубежного гранулята.
В связи с дефицитом материала на российском рынке, холдинг «Объединенная нефтехимическая компания» планирует начать выпуск поликарбоната в Уфе, используя для этого собственные ресурсы бисфенола А. Мощность нового производства может составить 60 тыс. т, а запущено оно будет в 2016-2017 годах. Сейчас компания оценивает целесообразность инвестиций в этот продукт и определяет сроки его реализации и стратегию выхода на рынок. Об этом рассказал начальник управления стратегического маркетинга «Объединенной нефтехимической компании» Александр Вайсберг.

Участники конференции разошлись в оценках дальнейших перспектив рынка и стратегических направлениях его развития. По мнению Александра Шкурина, российский рынок остро нуждается в появлении второго производителя поликарбоната, укрупнении переработчиков и их более тесной интеграции с производителями гранулята. В то же время, согласно его прогнозам, рынок уже близок к насыщению и вырастет в 2012 году не более, чем на 9-10%. Однако увеличение отечественного предложения материала может в дальнейшем подстегнуть и рост его потребления в стране. Генеральный директор ГК «Кронос» Андрей Лапин возразил, что у российских производителей немного шансов в борьбе с глобальными поставщиками. SABIC и Bayer, каждая из которых располагает мощностями более, чем в 1 млн т поликарбоната, уже активно присутствуют на рынке, а после снижения пошлин в 2015 году начнут активную экспансию. Главный технолог завода поликарбонатов «Казаньоргсинтеза» Айдар Валитов отметил, что для поддержания загрузки мощностей, предприятие в низкий сезон сейчас вынуждено экспортировать часть продукции в Китай. При этом конкуренция среди поставщиков в Поднебесной очень высока, а цены значительно ниже, чем в России.

Российскому рынку листов сотового поликарбоната был посвящен доклад Андрея Лапина. Согласно приведенным им оценкам, в 2011 году объем этого рынка в натуральном выражении составляет 65 тыс. тонн, а объемы производства оцениваются в 79 тыс. тонн. Выпуск листов сотового поликарбоната формирует основной объем рынка этого полимера в России, однако его развитие зависит преимущественно не от объемов строительства, поскольку ПК-листы до сих пор используются для этих нужд весьма ограниченно, а от спроса владельцев теплиц (75% рынка). Среди 26 российских производителей лишь девять имеют более одной производственной линии и только шесть выпускают более 5 тыс. т листов ежегодно. Средняя загрузка мощностей производителей составляет около 80%, однако подвержена сильной сезонности из-за специфики тепличного рынка. Сейчас, согласно оценкам г-на Лапина, российский рынок приближается к стадии зрелости, темпы его роста замедляются, растет спрос на более качественные листы. Потенциал снижения цены на поликарбонат в России составляет, по оценке докладчика, около 20 рублей за кг. В среднесрочной перспективе конкуренция между производителями обострится и, как заметил г-н Лапин, рынок покинут «либо пугливые, либо жадные» игроки.

Исполнительный директор фирмы «КМС-М» Мария Трофимова возразила, что о замедлении роста рынка и насыщении спроса игроки отрасли говорят из года в год, однако пессимистические прогнозы не сбываются. Для уверенной конкуренции на рынке успешная компания нуждается в таком балансе себестоимости и качества продукции, который бы соответствовал ожиданиям потребителей. Директор по развитию компании «Карбогласс» Антон Дебабов призвал производителей ПК-листов активнее работать с потребителями, придерживаться единых стандартов качества продукции и реалистично оценивать собственные возможности. Российские же производители гранулята должны не оставлять рынок на произвол судьбы, поскольку рискуют его потерять.
Представитель компании «МеталлопластСервис» Владимир Мелкумов напомнил участникам конференции о становлении российской индустрии производства и переработки поликарбоната. Первое отечественное производство материала, который был получен Bayer и GE Plastics еще в 1954 году, было организовано в 1965 году в Дзержинске на заводе «Заря» и имело мощность 3,5 тыс. т. Опытное производство выпускало желтый материал с нестабильными свойствами, однако его выпуск продолжался до 2003 года. Первое экструзионное производство поликарбонатных листов появилось в тепличном хозяйстве около Уфы и обслуживало нужды этого предприятия. Первое крупное производство поликарбонатного профиля было создано в 2001 году в Московской области («Пластик-Альянс»), а спустя несколько лет началось по всей стране. Новый импульс рынку поликарбоната дало массовое распространение в России CD и DVD дисков, однако сейчас их рынок сокращается. Большинство ныне действующих предприятий были созданы в 2004-2006 годах.

Поликарбонат в те годы ввозился из-за рубежа без таможенного оформления, рынок был полутеневым. Рентабельность выпуска поликарбонатных листов составляла 150%, а поликарбонатный профиль приносил переработчикам 500% рентабельности. Однако эти времена безвозвратно ушли и сейчас участникам рынка следует адаптироваться к новым реалиям. После кризиса 2008-2009 годов в России возрождается интерес к частным теплицам, в том числе на приусадебных участках. В то же время спрос на литьевой поликарбонат в автопроме сокращается и это вынуждает европейских производителей искать новые рынки сбыта материала в условиях жесткой конкуренции с SABIC, которая предлагает более выгодные цены. Как и г-н Дебабов, докладчик призвал производителей поликарбоната более активно поддерживать переработчиков.

О достижениях российских компаний в деле стандартизации и контроля качества продукции рассказал Антон Дебабов. Совместными усилиями переработчиков созданы стандарты качества листов и появилось понятие «стандартная поликарбонатная панель», которое далее может быть трансформировано в ГОСТ. Каждая панель должна иметь маркировку с указанием даты и места производства, толщины, веса и наличия УФ-защиты. При этом наличие или отсутствие УФ-защиты должны быть заметны для потребителя даже без использования специального оборудования. Готовятся изменения в СНИПы «Кровли», «Светопрозрачные конструкции» и «Полимерные конструкции». Однако в области регулирования отрасли появляются неожиданные проблемы. Участники мероприятия с большим интересом обсудили недавнее получение неким гражданином патента на разборный поликарбонатный профиль, который присутствует на рынке России и других стран уже более полутора десятилетий. О перспективах использования в современном строительстве поликарбоната и других полимерных материалов рассказал председатель правления НП «Совет по «зеленому» строительству» Александр Ремизов.

Повышение качества продукции и честное информирование потребителей о ее свойствах, по общему мнению участников конференции, уже сейчас являются насущными задачами всех игроков отрасли. Главный специалист по полимерным материалам фирмы «Гельветика-Трейдинг» Александр Гальченко рассказал о результатах испытания горючести поликарбоната. По его словам, большинство производителей изделий из поликарбоната присваивают ему высокие категории негорючести (Г2 и даже Г1), хотя в реальности эти характеристики относятся только к листам сотового поликарбоната. Карбонат же монолитный без антипиренов горит весьма хорошо (категория Г4), однако добавка антипиренов ухудшает как оптические свойства, так и способность материала к переработке. Примитивным антипиреном является стекловолокно. Армированный им поликарбонат практически не горит, прочен, но совершенно не прозрачен, а прозрачность является наиболее ценным свойством этого полимерного материала.

О УФ-стабилизации поликарбонатных листов рассказал менеджер по продажам полимерных добавок BASF Кирилл Кузьменков. Химическое и механическое разрушение поликарбоната под действием УФ-излучения – естественный процесс, однако с применением специальных добавок его можно существенно замедлить. При этом деградация оптических свойств материала протекает значительно медленнее, чем его механическое разрушение и к моменту, когда лист поликарбоната начинает заметно желтеть, он теряет до 30% прочности. Для испытаний стабилизаторов используется искусственное старение материала в камерах с ксеноновыми лампами, европейский стандарт требует минимального срока службы ПК-листов в 10 лет. Защитный слой обычно наносится методом соэкструзии, а срок службы листа определяется толщиной этого слоя. Для спортивных объектов, где замена листов затруднена, используются специально защищенные листы, срок службы которых может достигать 25-30 лет. Изготовить «вечный» поликарбонат невозможно, поскольку желтый цвет для него является естественным, а защитить материал от внешних воздействий крайне сложно.

Директор департамента пластиков Creon Анна Даутова с оптимизмом смотрит в будущее. Рынок обратил внимание на те проблемы, которые Creon призывал решать годом ранее, начинает двигаться в сторону качественного развития и большей прозрачности. Даже производители, которые делали ставку на массовый выпуск бюджетного продукта, сейчас начинают закупать дорогие линии для производства поликарбонатных изделий более высокого уровня. Интерес вертикально-интегрированного нефтехимического холдинга ОНК, а ранее «Башнефти» к созданию нового производства поликарбоната, у которого будут весьма неплохие перспективы при правильном выборе технологии, понятен. Это также говорит о том, что полноценная жизнь индустрии поликарбоната в России только начинается.

 

 

Обсудить на Форуме

Neftegaz.ru
Реклама
Архив новостей
Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Авторизоваться в системе:
ЛогинПароль(забыли?)
Авторизуйтесь на портале, используя свою учетную запись вКонтакте.
Авторизуйтесь на портале, используя свою учетную запись в Facebook.
Авторизуйтесь на портале, используя свою учетную запись в Mail.ru.
Новости
Sinopec планирует добывать в Синьцзян-Уйгурском районе 8 млрд м3 газа в год из угольных пластов
Транснефть выходит из учредителей КХЛ
Добыча нефти в РФ в 1-м квартале 2013 г практически не изменилась
Российские нефтегазовые компании заинтересовались Йеменом
Российские компании поборятся за ливанский шельф
Тенгизшевройл представил «Проект будущего расширения»
Строители Богучанской ГЭС завершили работы по формированию теплового контура машинного зала станции в районе 9-й агрегатной секции
ЦКБ МТ Рубин спроектировало для Штокмана морскую вертолетную платформу для Штокмана
Гренландия остановила выдачу лицензий на добычу нефти на шельфе
На Гомельской нефтебазе произошло возгорание
 
Copyright © 2006-2024, All rights reserved.
Rambler's Top100