Северо-Киргизский НПЗ сделает Бишкек более независимым от Москвы
Китайская компания построит НПЗ на севере Киргизии для переработки казахстанской нефти.
Мощность будущего нефтеперерабатывающего завода составит около 800 тыс тн нефтепродуктов в год.
Строительством завода займётся Китайская Центральноазиатская энергетическая компания.
Минэкономрегулирования Киргизии и государственно-частная китайская Центральноазиатская энергетическая компания подписали в Пекине 6 июня 2012 г меморандум о взаимной поддержке. Документ был подписан в рамках официального визита президента Кыргыстана А. Атамбаева в Пекин на 12-е заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Со слов главы Минэкономразвития Киргизии Т. Сариева, китайская компания уже ведет строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Кара-Балта (Чуйская область, на севере Киргизии).
Завод начнёт работу уже в конце 2012 г, правда ещё не во всю мощь.
Однако переработку первых 20 тыс тн нефти он обеспечит.
Окончательный запуск завода состоится в сентябре 2013 г.
К тому времени производственная мощность предприятия составит 800 тыс тн высокооктановых нефтепродуктов стандарта Евро 3 и 50 тыс тн дизельного топлива, пообещал Т. Сариев.
Центральноазиатская энергетическая компания – крупнейший китайский инвестор в Киргизии, использующий самые передовые технологии для строительства и работы предприятия. На заводе будет создано 600 рабочих мест.
Объем прямых инвестиций в строительство завода составит 250 млн долл США, сообщает представитель Центральноазитской энергетической компании Л. Юйкунь.
Средство на постройку выделяют Чайна петролиум компани и государственно-частная Шаньская инвестиционная корпорация. Планируется, что при запуске предприятия на полную мощность, оборот компании составит 1 млрд долл США.
Л. Юйкунь добавил, что нефть для переработки и перегонки будет поступать в Киргизию из Казахстана. Сырье на первом этапе будут доставлять автомобильным или железнодорожным транспортом, но это временно.
Строительство нефтепровода из Шымкента в Кара-Балту уже есть планах на ближайшее будущее.
Его протяжённость составит 400 км.
Реализация данного проекта крайне важна для Киргизии.
Его воплощение способствует обеспечению энергетической безопасности страны, одновременно снижая зависимость Бишкека от российского импорта и диверсифицируя поставки топлива.
Республика ежегодно потребляет до 1 млн тн светлых нефтепродуктов, поставляемых из России.
Помимо удовлетворение внутреннего спроса, на который предусмотрено 40% перерабатываемых нефтепродуктов, остальная часть будет экспортироваться на зарубежные рынки.
В первую очередь в Таджикистан, который сильно зависит от российских нефтепродуктов не меньше чем Киргизстан сейчас.
Кроме того, Китай также может стать потребителем кыргызских нефтепродуктов.
Благодаря НПЗ Кыргызстан сможет изолировать свой рынок от внезапных увеличений цен на топливо.
Для руководства страны это вопрос политический. Напомним, из-за спора предыдущего президента Кыргызстана К. Бакиева с Россией, 1 апреля 2010 г Москва внезапно отменила льготные пошлины на экспорт топлива в Кыргызстан, что привело в результате к незамедлительному 25-процентному увеличению цен на бензин.
Бакиев был смыт волной народного восстания в течение недели.
Такой пример привёл к руководству Кыргызстана более осмотрительных людей.
Однако Бишкек, до сих злоупотребляет реэкспортом российского беспошлинного топлива в Таджикистан и перепродажей топлива американской авиабазе в Манасе.
|