Доктрина энергетической безопасности России. Вся надежда на нефте- полигоны с льготным налогообложением?
24 июня 2012 г начала свою работу Международная конференция по актуальным вопросам инновационного развития нефтегазовой отрасли «Энеркон-2012», проходящая в рамках 14-й международной выставки НЕФТЕГАЗ 2012.
Первая пленарная сессия конференции Энеркон-2012 была целиком посвящена новым предложениям по доктрине энергетической безопасности. Отметим, что энергетическая безопасности во многом сводится к воспроизводству сырьевой базы нефтедобычи, т.е. проще говоря, к приросту запасов.
Определяющая роль в этой сфере принадлежит государству.
Поэтому, несмотря на то что проблема рассматривалась и со стороны федеральных структур и с региональной точки зрения, количество докладчиков-федералов превалировало. С региональным видением проблемы докладывался только лишь 1 докладчик: консультант президента Республики Татарстан по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений Р. Муслимов – признанный корифей по вопросам стратегических решений в отрасли.
Дословно тема доклада освящала проблемы модернизации и развития инновационных технологий разработки месторождений в связи с существенным изменением ресурсной базы отрасли как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Татарстан. Наиболее интересным и основным предложением Р. Муслимова было создание специальных полигонов в регионах нефтедобычи, где нефтяники могли бы отрабатывать инновационные методики добычи. Для того что бы подобное стало широко развито и максимально возможно Р. Муслимов отметил важность специального льготного налогообложения таких полигонов. Причём льготы предлагаются довольно серьёзные.
Без такой поддержки, причём на самом высоком федеральном уровне, идея рискует долго ещё оставаться на бумаге. А ведь именно благодаря таким полигонам рассчитывается отрабатывать инновационные методики добычи нефти. Ведь не секрет, что нефть с каждым годом становится всё более труднодобываемым ресурсом. Связано это со смещением нефтедобычи в климатически суровые регионы и регионы со сложным геологическим строением. Именно в таких условиях крайне важно применить весь спектр технологий, в том числе и инновационных.
Что интересно, научно-инновационный проект в нефтяной отрасли, по мнению Р. Муслимова, это исследовательская работа по конкретному месторождению, выполняемая в процессе проектирования разработки. «На данном этапе изучаются детали геологического строения объекта и на этой основе подбираются технологии разработки, которые должны в полной мере учитывать особенности геологического строения. Для выполнения проекта нужно в 3-5 раз больше времени (2,5-3 года) и в 8-10 раз больше средств», - отметил Р. Муслимов. «По существу каждый проект разработки у МНК в РТ должен быть инновационным, насыщенным новыми МУН», подчеркнул он.
Выступление советника генерального директора Зарубежнефти А. Боксермана, во многом перекликалось с выступлением Р. Муслимова.
Свой доклад А. Боксерман, завершил конкретными предложениями по формирующимся полигонам. Заметим, 4 полигона планируется разместить на базе татарстанских нефтедобывающих компаний.
Как поведал корреспонденту Neftegaz.RU сам Р. Муслимов, изначально им было предложено создание 20-ти подобных полигонов в Татарстане, однако в итоговую декларацию войдёт только 5-я часть предложенного.
Но и этого не мало.
Ведь в итоговая программа «Воспроизводство сырьевой базы нефтедобычи в России на основе инновационного развития промысловых испытаний и освоения современных МУН» насчитывает всего 12 полигонов по всей России. Создание дополнительных полигонов будет осуществляться уже силами самих субъектов. Соответственно и налоговых льгот они смогут предложить куда меньше.
Помимо этого на на конференции была озвучена доля прироста запасов за счет увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН).
По России за 2005-2010 гг она составляла в среднем чуть менее 40% от общего прироста запасов. Однако многие из участников ставят под сомнение увеличение запасов таких образом. По их мнению, многие из прирощенных запасов могут и не подтвердится.
Так ли это, могут определить только дополнительные исследования, на основе как традиционных, так и инновационных методов оценки запасов.
|