Газпром взялся за стратегию производства и реализации серы
Производство серы растет, причем производится сера все больше , как побочный продукт подготовки нефти и газа.
89 % добываемой в России серы – произведено Газпромом. Какая стратегия правильнее?
Развитие логистических центров для экспорта серы?
Или же формирование новой перспективной подотрасли строительных материалов на основе серного вяжущего?
Важна стратегия и производства, и реализации.
Разработкой стратегии занимается Газпром ВНИИГАЗ (тот самый институт, откуда недавно был уволен учёный секретарь, доктор наук, кстати ).
Сера имеет 2 особенности.
С одной стороны это важное сырье для химической промышленности, с другой стороны - это побочный продукт добычи углеводородного сырья.
Мы не говорим сейчас об опасности присутствующих в нефти ароматических углеводородов, которые представляют большую опасность для экологии.
Но, не меньший вред приносят органические соединения серы, кислорода и азота.
Наличие, например, в попутном нефтяном газе относительно небольшого содержания сероводорода (H2S < 1% об.) приведет к интенсивной коррозии оборудования, арматуры и трубопроводов.
Существует много способов и установок демеркаптанизации углеводородного сырья: щелочные, бесщелочные «сухие», адсорбционные, холодильные.
Но, многие компании продолжают развивать технологии сероочистки, например, Shell в партнерстве с KBR.
Основной потребитель серы - химическая промышленность.
Россия здесь не исключение - на нужды Российской химической промышленности ежегодно уходит около 75 % потребляемой на внутреннем рынке серы.
Примерно 1/2 добываемой в мире серы идет на производство серной кислоты.
Чтобы получить одну тонну H2SО4, нужно сжечь около 300 кг серы. А роль серной кислоты: в химической промышленности сравнима с ролью хлеба в нашем питании.
Подсчитано, что в производстве 88 из 150 важнейших химических продуктов используют либо саму серу, либо ее соединения. Однако, несмотря на большую потребность в сере химической промышленности, наиболее перспективным вариантом использования серы в Газпроме считают производство современных строительных материалов.
При участии ВНИИГАЗа разработаны технологии производства сероцемента и серобетона, а также изделий на их основе.
Сера выступает в этих изделиях – вяжущей субстанцией, подобно цементу.
И уходит её на производство не мало.
Но беспокоится, что серы не хватит – не стоит.
В Газпроме отмечают, что внутренний рынок не может потребить всю производимую серу.
Так, в 2011 г специализированный оператор Газпрома по поставкам серы на внутренний рынок - Газпром сера – реализовал на внутреннем рынке всего 32% производимого продукта.
И это при том, что выпуск серы только растёт.
В 2011 г производство серы выросло с 6,33 млн до 6,44 млн тн.
На долю Газпрома пришлось 5,76 млн тн, или 89% всей российской серы.
Более 2/3 полученной в РФ серы отправляется на экспорт.
Тем временем, при развитии современных технологий в строительной и дорожной отраслей, потребность в сере к 2020 г может превысить 500 тыс тн, отмечают в институте, а к 2030 г приблизиться к 1,5 млн тн.
Газпром сера ведет работу по созданию опытно-промышленного производства модифицированного серного вяжущего.
В структуре Газпрома выпуском серы занимается 2 дочерние компании: Газпром добыча Астрахань и Газпром добыча Оренбург.
В настоящее время во ВНИИГАЗе разрабатывается долгосрочная целевая программа создания, развития и размещения подотрасли промышленности строительных и дорожно-строительных материалов на основе серного вяжущего.
Программа разрабатывается на период до 2030 г.
Суммарный рост производства серы в РФ до 2015 г может составить до 1 млн тн – говорят прогнозы.
При этом потребление увеличится не более чем на 1,5 млн тонн.
Таким образом, большая часть сырья в обозримом будущем будет по-прежнему отправляться на экспорт.
Традиционными рынками сбыта Газпрома являются Марокко, Тунис, Бразилия, Израиль и Ливан. Железнодорожным транспортом сера доставляется конечным потребителям в Литве и Белоруссии.
Экспорт серы в страны дальнего зарубежья ведется по 2-м основным направлениям - северному и южному.
В Газпроме считают, что для повышения эффективности системы логистики серы в России нужно развивать портовую инфраструктуру.
Сейчас в РФ нет ни одного глубоководного порта, который бы полностью удовлетворял потребности экспортеров серы.
В настоящее время ФКУ Ространсмодернизация ведет проектирование строительства нового глубоководного порта на Таманском полуострове в Краснодарском крае. Его строительство может быть завершено в 2016 г.
Предполагается, что через терминал в перспективе может уходить на экспорт до 2 млн тонн серы из Газпрома.
Пока же Газпром сера ведет реконструкцию мощностей по обработке серы в порту Бузан.
В 2011 г предприятие обеспечило перевалку более 1,4 млн тонн серы, в ближайшей перспективе эти мощности планируется существенно расширить.
Для повышения эффективности экспортных поставок ведутся также работы по развитию комплексов грануляции серы.
Крупный проект в настоящее время готовится совместным российско-казахским предприятием КазРосГазом (Газпром совместно с КазМунайГазом).
Ими запланировано создание мощностей грануляции серы на Оренбургском ГПЗ производительностью 500 тыс тн/год.
|