Роснефть купила нефтяной Полярный терминал
Полосатый флаг компании развевается над крупнейшем незамерзающем российском порту в Баренцовом море. В будущем Роснефть планирует здесь сформировать свой мощный форпост на Арктике.
Роснефть стала владельцем мазутного терминала, расположенного на территории мурманского судоремонтного завода № 35, филиале центра судоремонта Звёздочка.
Именно на его мощностях проходил заключительный этап сборки морской платформы Приразломная.
Другое название приобретённого Роснефтью актива: терминал по перевалке нефти и нефтепродуктов на базе компании «Полярный терминал».
Покупка обошлась в 900 млн руб.
Полярным - терминал зовётся не зря.
Мурманск – крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Терминал в настоящее время в таком техническом состоянии, что работу на нём можно начать не сразу.
Ситуация осложняется ещё и довольно большими затратами на логистику.
Терминал появился в середине 2000-х.
Изначально им владели руководство 35-го судоремонтного завода и нефтекомпания ЮКОС.
Предполагалось, что терминалом будут пользоваться прежде всего 2 компании: ЛУКОЙЛ и ЮКОС.
Однако существует и другая версия, что терминал контролировал бизнесмен П. Янчев, скончавшийся в 2006 г.
В своё время директор госпредприятия ТЭКОС И. Сабуров предоставил компании П. Янчева Тангра-Ойл свои тепловые сети и коммуникации на территории 35-го судоремонтного завода для перекачки нефти на морские суда.
Кстати, в холодную зиму 2003-2004 гг из-за сложной ледовой обстановки в Белом море танкеры опаздывали и в порт Витино и к хранилищу Беломорской нефтебазы.
А Мурманский порт и мазутный терминал П. Янчева работали круглосуточно.
Позднее судоремонтный завод № 35 вместе с центром судоремонта Звёздочка был передан в состав ОСК, туда же был продан и терминал.
Несколько лет там шла перевалка мазута, но затем из-за судебных тяжб предприятие, которым руководила вдова П. Янчева, остановилось.
Отгрузка на Полярном терминале не осуществляется с 2007 г.
Причина – низкая экономическая эффективность.
В итоге ОСК решила продать актив.
ОСК привела всё в порядок, разобравшись с юридическими вопросами, и выставила на продажу. Сделка по покупке Полярного терминала Роснефтью была одобрена Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в конце июня 2012 г.
К терминалу был проявлен интерес со стороны многих компаний.
Однако очереди не наблюдалось, что связано с необходимостью значительной модернизации терминала.
Зная это, ОСК предлагала потенциальным покупателям несколько сценариев развития терминала, причём оба для неэкспортного потребления:
1-й и основной вариант подразумевал перевалку способом «борт в борт»: большой танкер аккумулирует в себе мазут, приходящий на него по железной дороге, и затем раздает его на малотоннажные танкеры-челноки.
2-й вариант – строительство нефтехранилища объемом около 500 тыс тн.
Реализация сценариев требует от 160 млн до 1,5 млрд руб вложений, но позволила бы увеличить перевалку к 2013–2015 гг до 3–6 млн тн, затем – до 18 млн тн ежегодно.
Роснефть пришла в Мурманск, уже имея активы здесь
16 января 2004 г Роснефть открыла в Архангельской области терминал для отгрузки нефти на экспорт - плавучее нефтехранилище «Белокаменка», в настоящее время недозагруженое.
Эксплуатация Белокаменки позволила увеличить экспорт на 10 млн тн/год нефти.
Аренда Белокаменки заканчивается уже в 2016 г – собственно по этой причине Роснефть и сторговала терминал, как вероятную альтернативу плавучему нефтехранилищу. От экспертов уже звучат предположения, что планируемый перестраиваться терминал, будет заточен под экспорт.
Хотя это несколько расходится с обязательствами Роснефти по повышению уровня переработки.
Кроме того, запуск Балтийской трубопроводной системы 2 (БТС-2) значительно расширил экспортные коридоры.
Поэтому эксперты предполагают, что Полярный терминал в г. Мурманске будет использоваться, как база будущих проектов в Арктическом регионе.
|