Снижение объемов поставки СПГ из Казахстана приведет к росту цен на топливо в Таджикистане
Таджикистан оказался заложником собственной стратегии развития газомоторного топлива (ГМТ).
ГМТ дешевле автобензина, но его дефицит приводит к стремительному росту цен на топливо. Катализатором роста цен на топливо в Таджикистане стал Казахстан, вернее, ППР на казахстанских ГПЗ. Казахстан - основной поставщик СПГ в Таджикистан. Понадеявшись на стабильно растущие поставки СПГ из Казахстана, Таджикистан принял приоритетным направление развития использования ГМТ на автотранспорте страны.
Это оказалось актуальным в связи с ростом стоимости бензина.
Были достигнуты определенные успехи. В настоящее время удалось довести уровень потребления СПГ до 15 тыс т/месяц.
Однако случилось неприятное. В связи с плановыми ремонтами на заводах образовался дефицит газа на внутреннем рынке Казахстана, что привело к снижению экспорта СПГ в Таджикистан. Добавим, что Таджикистан не побеспокоился о развитии хранилищ газа. Ранее, когда СПГ не использовался как ГМТ столь интенсивно, хранилищ СПГ емкостью 10 тыс т хватало надолго. Теперь же страховой запас – 20 дней, меньше месяца, и с ростом потребления СПГ, он становится еще меньше. Ничего в краткосрочной перспективе Таджикистан сделать не сможет, поэтому автомобилистов страны ждет рост цен.
И процесс роста цен « уже пошел». В начале августа 2012 г средняя стоимость 1 литра СПГ в г Душанбе составляла 2,60 сомони (около 17 рублей). К началу сентября 2012 г 1 литра СПГ в г Душанбе стоил 3,20 сомони (21 рубль), а к29 сентября 2012 г его стоимость составляет уже 3,80 сомони (ок 25 рублей).
|