Дефицит топлива на Дальнем Востоке останется, несмотря на ВСТО
ВСТО не решит проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке. Эксперты отмечают, что в потенциале мощности ХНПЗ могут покрыть потребности региона, но текущие издержки Альянса могут привести к продаже бизнеса.
Подключение Хабаровского НПЗ к нефтепродуктопроводу ВСТО не решит проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке. В настоящее время около половины регионального рынка топлива покрывает Роснефть, в Альянсе не исключают роста доли конкурента и заявляют об убыточности собственных поставок топлива. Независимые трейдеры Хабаровского края также говорят о нехватке бензина для своих АЗС и убытках. Эксперты отмечают, что в потенциале мощности ХНПЗ могут покрыть потребности региона, но текущие издержки "Альянса" могут привести к продаже дальневосточного бизнеса.
Строительство отвода ВСТО к Хабаровскому нефтеперерабатывающему заводу не решит проблему обеспеченности Дальнего Востока топливными ресурсами.
В настоящее время проблемы топливного дефицита и высоких цен в регионе обусловлены, дороговизной транспортировки нефти на региональный рынок, и высокой себестоимостью сырья для нефтепереработки. Нефтедобытчикам приходится продавать бензин по цене ниже рыночной, что влечет убытки и не может привлечь на рынок новых игроков.
Подключение ХНПЗ к ВСТО позволит в 2014 году поставлять на Дальний Восток по нефтепроводу 2 млн тонн сырья в год, к 2015 году — 5 млн тонн. Прибавка продуктов нефтепереработки после модернизации ХНПЗ составит 100 тысяч тонн, и закрыть дефицит в 400 тысяч тонн не представляется возможным. Постройка ВСТО при прочих равных уменьшит наши расходы на доставку. Но к 2015 году, когда мы окупим расходы на подключение к ВСТО, могут вырасти налоговые отчисления, инфляция, стоимость нефти и прочие факторы.
Литр нефти стоит компании 10,7 рублей. Сумма транспортных расходов равна 4,5 рублей за литр. Переработка литра нефти на ХНПЗ добавляет 2,13 рублей. Расходы на реализацию составляют 3,46 рублей за литр, акциз установлен в размере 6,21 рублей за литр, НДС увеличивает цену на 4,79 рублей. Розничная цена бензина Регуляр-92 на АЗС должна равняться 31,79 рублей за литр. Нынешняя цена — 31,4 рублей, на каждом литре предприятие несет убытки в размере 0,39 рублей, говорят в Альянсе.
Аналитик М. Крылов приводит следующие выкладки: перекачка 5 млн тонн по китайской цене обойдется в 48,4 рублей за литр. При цене транзита на 80% ниже экспортной со стоимостью перегонки в пределах 25 центов за литр себестоимость бензина для НПЗ на выходе может составить в течение полугода 31,9 рублей за литр. При закупочной цене нефти 10 долларов США себестоимость нефти в литре бензина достигает 15 рублей. Транспортная маржа в один рубль дает порядка 33 рублей за литр, и на эту цену компании ориентируются уже сейчас. "От дальнейшего роста цен может спасти снижение себестоимости за счет эффекта масштаба и диверсификация поставок, когда спрос сверх возможностей НПЗ удовлетворяется транзитом по железной дороге и крупным речным артериям",— утверждает эксперт.
По его словам, Роснефть и Альянс делят между собой две трети рынка, потребности которого, впрочем, в четыре раза меньше потенциальных возможностей одного ХНПЗ. Так что развитие нефтепереработки создает возможность не только для роста экономики региона, но и для поставок на экспорт, поясняет эксперт. Но текущие убытки Альянсасоздают предпосылку для продажи ее нефтяного бизнеса на Дальнем Востоке. Возможно, нефтяная экономика ДФО консолидируется на базе более крупной Роснефти. Стороны уже давно говорят о сделке по Хабаровскому НПЗ. Судя по тому, что Альянс уже поделился активами в Приуралье, распродажа только начинается и весь вопрос в цене",— утверждает Михаил Крылов. Он не исключает, что доля НК на региональном рынке снизится весьма ощутимо.
|