Совсем незаметно были подписаны документы о увеличении тарифа на транзит нефти по территории Белоруссии. незаметно на фоне скандала, что развивался всю зиму между Россией и А.Лукашенко.
Белорусская «Гомельтранснефть Дружба» и российская «Транснефть» согласовали новые тарифы на транзит нефти по белорусскому трубопроводу. С 15 февраля тариф на транспортировку нефти по маршруту Унеча–Мозырь–Адамова застава (в направлении Польша–Германия) повышен с $0,41 до $3,5 (без НДС) за тонну на 100 км, на маршруте Унеча–Мозырь–Броды (в направлении Венгрии, Словакии, Чехии, Украины) – с $0,53 до $1,5 (без НДС). О пересмотре транспортных тарифов, которые не менялись последние 10 лет, Минск объявил в начале февраля.
Установленные Минском тарифы в разы превышают европейские транзитные ставки. Так, Польша поступившую из Белоруссии нефть прокачивает далее в Германию за $0,9 на 100 км, приводит данные эксперт отдела финансов НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Зиновий Алмазов. Украина, поставляющая нефть в Чехию, Венгрию и Словакию, берет $0,89 за транзит тонны на 100 км.
Протяженность ветки нефтепровода «Дружба» по территории Белоруссии до границ с Польшей составляет примерно 580 км, до границы с Украиной – около 210 км. При прежних тарифах прокачка 1 тонны нефти по маршруту от границы РФ в направлении Польши и Германии стоила $2,6, в направлении Украины – $1,14. С повышением тарифов прокачка тонны нефти по территории Белоруссии до границы с Украиной обойдется в 3,3 доллара, а для того чтобы тонна нефти дошла до границы с Польшей, российским нефтяникам придется выложить $20,3.
Таким образом, новые расходы на транзит нефти через Белоруссию до Польши обойдутся в $1197,7 млн, подсчитал Зиновий Алмазов. При старых тарифах эта услуга обходилась в $153,4 млн. Транзит до Украины будет стоить $69,3 млн, тогда как раньше – лишь $23,94 млн. Всего за транзит Белоруссия после введения новых тарифов будет получать $1267 млн ежегодно. Ранее эта статья доходов была куда скромнее – чуть больше $177 млн.