ExxonMobil предложил ЛУКОЙЛу купить долю в Западной Курне-1
ЛУКОЙЛ получил предложение ExxonMobil о покупке 60% в проекте Западная Курна — 1. Об этом сообщил вице-президент компании А. Кузяев. «Мы, скорее всего, будем изучать эту возможность. Но какого-то решения на сегодняшний день у нас нет», — отметил он. Детали предложения не раскрываются.
Сервисный контракт на разработку месторождения Западная Курна — 1 с запасами в 8,7 млрд барр. консорциум во главе с ExxonMobil подписал в начале 2010 г. (еще 15% в проекте владеет Shell, 25% делят иракские госкомпании South Oil и Oil Exploration). Контракт подразумевает выплату 1,9 долларов США за каждый баррель нефти, добытой сверх уровня 280000 барр. в сутки. Консорциум обещал нарастить добычу на проекте до 2,1 млн барр. в сутки. Лукойл в партнерстве с ConocoPhillips тоже боролись за контракт, но проиграли.
С точки зрения инфраструктуры Лукойлу очень выгодно поучаствовать в разработке Западной Курны — 1, ведь российская компания владеет крупнейшей долей (75%) в проекте по разработке соседней Западной Курны — 2. С другой стороны, затраты на Курну-2 Лукойл оценивал в 30 млрд долларов США и может отказаться брать на себя еще один крупный проект.
Конкурентом Лукойла за долю ExxonMobil скорее всего станут ВР и Eni. С этими компаниями, как и с Лукойлом, Exxon хотела поделиться данными о проекте, о чем просила разрешения у South Oil. На актив может претендовать и Роснефть. Представители Роснефти и ВР не ответили на запрос по этому поводу; их коллега из Eni отказалась от комментариев.
Руководитель лицензионного департамента министерства нефти Ирака Абдул-Махди аль-Амиди отметил, что Ирак продаст долю в Западной Курне — 1 только компании, прошедшей квалификацию министерства и имеющей сравнимые с Exxon финансовые и технические возможности (слова чиновника передает Bloomberg). С этой точки зрения у «Лукойла» проблем быть не должно, уверен Полищук, ведь компания хорошо зарекомендовала себя в Ираке, а недавно выкупила долю Statoil в Курне-2 (18,75%) и выиграла право на разработку еще одного месторождения — Блока10. Кроме того, у Лукойла нет проектов в провинции Курдистан.
Курдистан предлагает подписывать соглашения о разделе продукции, что не нравится федеральному правительству Ирака, которое предлагает нефтяным компаниям лишь сервисные контракты. Из-за проектов в провинции Багдад грозит санкциями Chevron, Total, ExxonMobil (ставил ее перед выбором — Курна-1 или работа в Курдистане), а теперь и Газпром нефти».
Министр нефти Ирака Абдул Карим Луаиби рассказал, что через две-три недели встретится с представителями Exxon, чтобы обсудить решение покинуть Курну-1 и инвестировать в Курдистан. Кто может заменить американскую компанию в проекте, он не сказал.
Сколько ExxonMobil может получить за долю в Западной Курне — 1, специалисты оценить не берутся. Полищук предполагает, что покупатель вернет американской компании инвестиции с небольшой премией. ExxonMobil не раскрывает, сколько вложила в проект. Затраты Лукойла в Курну-2 составили около 600 тысяч долларов США,, а компании начали разработку месторождений примерно в одно время. Но Лукойл может поторговаться, отмечает он: Курна-1 — сложный проект, сервисная премия за нее небольшая, а за новые месторождения Ирак платит уже 5-7 долларов США за баррель.
|