Вышел ноябрьский номер журнала Neftegaz.RU
Сегодня можно смело утверждать, что уровень развития и использования продукции нефтеперерабатывающей промышленности - один из важнейших критериев инновационного развития России. Она способствует обеспечению национальной конкурентоспособности, достижению высоких темпов роста экономики и благосостояния, а также качества жизни населения. Для государства, в котором нефть и газ являются основным источником доходов, их рациональное использование – переработка, становится задачей номер один. Поэтому ноябрьский номер мы посвятили анализу состояния нефтегазоперерабатывающей отрасли.
В ведущих странах мира нефтеперерабатывающая и химическая промышленность относится к числу базовых, ключевых отраслей, а по данным о доле конструкционных материалов в балансе пластмасс, синтетических волокон – в структуре текстильного сырья, синтетических каучуков - среди эластомеров, судят о степени технологической развитости национальных экономик. Особенно интенсивно химическое производство развивается в Китае, вследствие чего химическая промышленность по вкладу в ВВП занимает третье место - 10% против 1,6% в России. Сравнение этого показателя явно не в пользу России и невольно возникают вопросы: почему эта отрасль так мало значима в нашей стране, что представляет собой отечественный нефтехимический комплекс, и каков потенциал отрасли для обеспечения спроса на нефтехимическую продукцию со стороны внутреннего рынка? Ответы на эти вопросы ищите в статье С. Аминева «Потенциал отрасли».
Сегодня Россия импортирует все виды полимерных волокон и нитей, в то время как объемы экспорта остаются минимальными. Суммарный объем производства в прошлом году составил 196,5 тыс. т, общий объем потребления - 416,1 тыс. т. Одним из ключевых факторов развития рынка полимерных волокон и нитей, как и любого другого рынка, является наличие сырья. Ситуация с сырьем для полипропиленовых и полиамидных волокон оценивается экспертами, как положительная, но положение дел для полиэфирного волокна – критическое. В России ни одно предприятие не производит ПЭТФ текстильного качества. Изменить ситуацию может запуск новых мощностей. Но единственный проект в ивановском текстильном кластере заработает не раньше 2017 г. Как обстоят дела на рынке полимерных волокон и нитей сегодня, рассказывает профессор Э. Айзенштейн в статье «Мировое производство и потребление полимерных волокон и нитей».
Главная проблема нефтегазовой отрасли, как считает эксперт в области фторполимеров Б. Логинов - избыточный контроль и регулирование со стороны государства, и как следствие - плохой инвестиционный климат. Россия сегодня перерабатывает всего 10-11% добытого газа. В то время как США – 78%, Канада, Иран - почти 100%. Доля России в мировом объеме нефтепереработки всего 6,3%, при этом глубина переработки нефти у нас позорно низка - 71%, а "выход" автобензинов всего 18%. Эти показатели в США – более 90 и 45% соответственно. Как результат - по уровню потребления продукции нефтегазохимии мы отстаем даже от развивающихся стран - таких как Китай, Южная Корея, Индия. Россия сегодня перерабатывает всего 10-11% добытого газа. В то время как США – 78%, Канада, Иран - почти 100%. Нам жизненно необходимо увеличение глубины переработки, эффективное использование попутного газа и развитие нефтехимии на базе продуктов переработки жирного, свободного и попутного газа.
Модернизация необходима и более того: она уже назрела настолько, что через несколько лет процесс устаревания технологий в целом по отрасли может быть полностью упущен из-под контроля. К 2017-2018 годам мы можем потерять 70-80 миллионов тонн добываемой нефти ежегодно по причине истощения легкодоступных месторождений. О том, что мешает модернизировать отрасль и что может способствовать ее обновлению читайте в статье Б. Логинова «Фторполимеры и проблемы эффективности нефтегазовой отрасли».
Вопросы внедрения инноваций также поднимаются в статье «Инновации в ТЭК: где найти драйвер развития?» За последнее время на федеральном уровне был предпринят ряд шагов для развития механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере. В 2010-2011 годах Президентом и Правительством Российской Федерации были приняты решения, направленные на увеличение инновационной активности крупнейших компаний с государственным участием, в это же время начали формироваться технологические платформы. В 2012 году был дан старт программе по поддержке территориальных инновационных кластеров. Все эти инициативы в числе прочего, призваны, оказать влияние и на развитие топливно-энергетического комплекса. Как работают механизмы частно-государственного партнерства? На этот и другие вопросы отвечает заведующий отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере Высшей школы экономики М. Голанд.
Также, мы подняли вопросы, связанные с освоением шельфа (см. статью авторского коллектива ЦКБН Газпром: «Технологии защиты подводных месторождений», и статью Заместитель директора Арктического и антарктического института Росгидромета А. Данилова «Арктика: обеспечение гидрометеорологической безопасности освоения»), подняли тему о влиянии типа рынка сжиженных углеводородных газов для нефтехимии на ценообразование (см. О. Маслова «Вопрос цены»), а также, традиционно рассказали технических новинках компаний отрасли. Каких? Читайте в ноябрьском номере журнала Neftegaz.RU
Обсудить на Форуме
|