Газпром выявил и систематизировал симптомы болезни внутреннего рынка газа
По мнению Газпрома, пришло время не только ликвидировать перекрестное субсидирование регионов и отменить Постановление № 311, но и принять государственное политическое решение по оптимизации объемов добычи и поставок газа на внутренний рынок.
Региональное перекрестное субсидирование предполагает занижение стоимости газа относительно его реальной стоимости с учетом расходов на транспортировку в субъектах РФ, наиболее удаленных от основных центров газодобычи.
Вследствие этого, на электронной торговой площадке (ЭТП) Газпром межрегионгаза, которая в рамках эксперимента осуществляла в 2006–2008 гг продажу газа Газпрома и независимых производителей (НП) по нерегулируемым ценам на условиях встречного аукциона, компаний из западных и южных регионов России практически не было.
По мнению Газпрома, НП прочно осели в северных и восточных регионах и сейчас через заключение долгосрочных договоров принимают меры по закреплению монопольной ситуации на многие годы.
Любопытно, что монополист Газпром обвиняет в монополизме независимых производителей газа.
Но, это не новогодняя шутка.
Апрельское 2012 г Постановление Правительства РФ № 323 «О реализации природного газа на товарных биржах…» разрешал Газпрому продавать на товарных биржах по свободным ценам в 2012 г до 15 млрд м3 газа, начиная с 2013г - до 17,5 млрд м3 газа, но не более тех объемов, которые сумеют продать на бирже независимые производители, но, действующий в отношении Газпрома запрет на продажу газа по ценам, отличным от утверждаемых ФСТ оптовых, снижает его конкурентные возможности.
Ситуацию усугубляет Постановление правительства № 311 от 2010 г.
Ранее, в соответствии с пунктом № 13 Правил поставки газа, выбранное сверх договорного лимита топливо оплачивалось по повышенной ставке.
Теперь, в соответствии с постановление №311, данная мера вступала в действие только после превышения договорных объемов более чем на 10%.
Более того, у потребителей газа появилось право отказываться от 20% договорных объемов газа.
Это привело к систематическому завышению прогнозных объемов потребления газа в России в годовых и долгосрочных договорах и даже на стадии разработки баланса газа .
За 2007-2010 г превышение прогноза над фактическим потреблением составило в совокупности 45 млрд м3 газа; в 2011 г -26,4 млрд м3 газа, в 2012 г - 30 млрд м3 газа.
Чего беспокоит Газпром?
Газпром беспокоит наличие неиспользованного своего природного газа по тарифам ФСТ в южных и западных регионах России.
В местах добычи газа его биржевая стоимость существенно ниже, что приводит к вытеснению из восточных регионов газпромовского газа.
Низкая стоимость биржевого газа и резервы газпромовского газа могут привести ФСТ к желанию пересмотреть траифы в сторону уменьшения на очередной период.
В этом случае Газпром будет нести существенные убытки как от продажи газа ниже регулируемой цены на бирже и ЭТП, так и от реализации его по ценам ФСТ в регионах с перекрестным субсидированием.
Добавьте к этому снижение платежной дисциплины со стороны предприятий коммунальных и бытовых, и потребителей республик Северного Кавказа.
Что делать?
Готовить, готовить и готовить российский рынок газа к биржевой и электронной торговле.
Ликвидировать перекрестное субсидирование.
Отменить Постановление № 311.
Поэтапно умеренно повышать цены на природный газ в России.
Запланированные цифры по добыче целесообразно оптимизировать с учетом реальностей рынка.
|