Предложение премьер-министра Украины Юлии Тимошенко относительно сооружения газопровода "White Stream" для поставок энергоносителей через Грузию и Украину в Европейский Союз является перспективным. Как передает "Deutsche Welle", по словам эксперта Центра европейской политики Аманды Акчакочи, любой путь поставок энергоносителей не из России будет интересным ЕС. В то же время, на примере трубопровода "Nabucco" видно, что Евросоюз пока что не спешит переносить свои планы в практическую плоскость.
Вместе с тем, эксперт напомнила, что российский "Газпром" уже имеет разветвленную трубопроводную сеть, которую можно быстро удлинить. Это выгодно таким государствам, как Болгария, которой газ необходим уже сегодня и которая не может ждать 20 лет реализации проекта "Nabucco" или же воплощения другого газопровода. "Мы увидели недавно, как Болгария заключила соглашение с "Газпромом" относительно нового трубопровода, что идет полностью вразрез с интересами ЕС", - отметила А.Акчакоча.
В то же время встает вопрос инвесторов. Страны Евросоюза, учитывая миллиардные капиталовложения в проект «Набукко», инвестировать в другой трубопровод не будут, как минимум, до окончания строительства, которое растянется на неопределенный срок. Остается единственная возможность – заинтересовать страны Центральной и Средней Азии. Однако власти Туркмении уже отказались от строительства «Белого потока», а Азербайджан указывает, что это возможно лишь в случае «увеличения возможностей страны». Возможно, если бы Юлия Тимошенко вышла на трибуну ЕС с проектом ранее, то он был бы реализован. Сейчас страны ЕС, некоторые из которых законодательно закрепили свои программы в области ТЭК на ближайшие годы, не смогут вкладывать огромные денежные средства по причине уже имеющихся договорных обязательств. Скорее всего, данный проект был задуман Юлией Тимошенко в качестве популистской идеи, чтобы показать Европе, что Украина также думает о том, как диверсифицировать поставки российского газа. Строительство в Черноморском регионе таких крупных трубопроводов, как «Набукко» и «Южный поток», по сути, снижает возможности для функционирования будущего «белого потока», ведь газ по этим трубопроводам должен обеспечить как покупку всего объема среднеазиатского газа, так и удовлетворение потребностей Европы.
Отметим, что проект «Белый поток» возможен как вариант развития евразийской сети газопроводной системы в довольно далеком будущем. Но его рентабельность и наполняемость пока не известны и не оценены. Если исходить только из того, что данный проект позволит снизить уровень энергетической зависимости Европы от России, то неизвестно насколько это оправдано, а строить трубопровод ради того, чтобы только указать на иллюзорную возможность иных поставок газа «Газпрому» экономически затратно и дивидендов не принесет.