Цена, по которой "Газпром" продает топливо Европе, устроила бы китайскую корпорацию CNPC - как отправная точка для обсуждения цены на российский газ для газопровода "Алтай". "Китайцы настаивают, чтобы при определении формулы цены "Газпром" взял за основу цену на газ для Европы, - отметил один из менеджеров монополии РФ. - Они считают, что предлагаемая "Газпромом" формула цены ведет к тому, что газ для CNPC обойдется дороже, чем Европе". CNPC не может согласиться с ценой выше мировой. Напомним, что «Газпром» предлагал покупать газ Китаю по 250 долларов за 1000 кубометров, что на сегодняшний день и является ценой европейского рынка. В итоге, отвергнув предложение российской монополии, китайская компания заключила договор с Туркменистаном – цена за аналогичный объем составила 195 долларов. На наш взгляд, данная ситуация естественна в связи с тем, что транспортировка из России в Китай обходится гораздо дороже, чем из Туркмении.
Китайцы считают, что пока переговоры "Газпрома" с CNPC в тупике. Они предлагают провести встречу на уровне глав двух компаний, чтобы снять или подтвердить возникшие сомнения, а затем вернуться к обсуждению деталей на уровне экспертов.
Российская и китайская сторона в начале 2006 года подписали меморандум о поставках российского газа в Китай. Предполагалось, что до конца 2006 года стороны договорятся о цене поставок и приступят к практической реализации соглашения, а именно, к проектированию и строительству газопроводной системы "Алтай".
Однако до настоящего времени коммерческие переговоры не завершились. По заявлениям российской стороны, поставки российского газа в КНР начнутся через четыре года после достижения договоренностей по цене. Первоначально первый газ с месторождений Западной Сибири должен был начать поступать в Китай в 2011 году.
Возможно, что Китаю придется пойти на уступки «Газпрому», поскольку цены на газ резко растут, а Туркмении будет невыгодно поставлять газ по фиксированной цене в течение года, поскольку это экономически нерентабельно. Кроме того, по мнению экспертов, Туркмения не сможет поставлять условленное количество топлива по причине большого количества иных договорных обязательств на фоне медленно растущих объемов добычи газа.