«Газпром» не будет возражать против новых схем поставок газа в Украину, если они не ухудшат для него их экономику. Об этом сообщил вчера официальный представитель российского газового холдинга Сергей Куприянов. «Что касается новых предложений, наша позиция заключается в том, что для «Газпрома» ситуация не должна ухудшиться. Мы готовы обсуждать предложения, если они не будут ухудшать экономическую составляющую для «Газпрома» и обеспечат безопасность поставок».
Украинская национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины», закупающая газ у монополиста-импортера «УкрГаз-Энерго», ранее заявляла о намерении отказаться не только от услуг этого своего совместного со швейцарской RosUkrEnergo предприятия («Укргаз-Энерго» - прим. Neftegaz.RU), но и от услуг самой RosUkrEnergo, являющейся монопольным экспортером. Однако официальный представитель российской монополии подчеркнул, что «…чтобы мы могли разговаривать о новых схемах, надо закрыть долги по старым схемам».
Напомним, что «Газпром» объявил, что с утра 12 февраля в 10:00 по московскому времени он может прекратить поставки газа на Украину, однако этот час был перенесен. По данным российской компании, на данный момент в Украине «осело» 1,7 миллиарда кубометров газа из РФ, и задолженность за него приближается к 500 миллионов долларов. Общий просроченный долг по поставкам газа в Украину достиг уже 1,5 миллиарда долларов. Украина, попросив кредит у немецкого банка, очевидно, не смогла предоставить гарантии, и чиновники стали активно призывать население расплатиться с долгами по топливу, не надеясь на деньги бюргеров. Ситуация для Украины, на наш взгляд, складывается критичной – как сообщил ранее глава правления «Нафтогаз Украины» Олег Дубина, газа в подземных хранилищах страны нет. Если же «Газпром» выполнит свою угрозу, что юридически обоснованно, то поступление газа сократится на 25%, поскольку именно такой объем в газовом рынке Украины занимает российское «голубое топливо». Учитывая тот факт, что российская монополия контролирует пакеты акций и среднеазиатских компаний, то сокращение может быть еще более радикальным.