Украинская и российская газовые монополии - НАК "Нафтогаз Украины" и "Газпром" - согласовали цифры по выплаченной российской стороне задолженности. Вчера данная сумма по согласительных процедур составила 765 млн долларов, что эквивалентно 3,86 млрд гривен - прим. Neftegaz.RU. Однако предметом спора до сих пор остаются 271 млн долларов из долга, признанного "Нафтогазом", еще около $500 млн, о которых говорит "Газпром". В результате диалог сторон в преддверии намеченных "Газпромом" на 3 марта ограничений поставок газа Украине только обострился.
Вчера во время утреннего собрания Кабинета министров Украины президент Виктор Ющенко встретился с первым вице-премьером Александром Турчиновым, который сообщил о полном погашении перед Россией долга за газ. Доказательством слов чиновника выступили платежные поручения по перечислению средств от "Нафтогаза" "Укргаз-Энерго".
Следует отметить, что вопрос поставок газа в Украину остается ключевым в переговорах двух государств, поскольку пока не заключены соответствующие контракты. В связи с этим Украина отказывается оплачивать потребленное топливо, так как не имеет договорных обязательств, а значит, не может оплачивать счета «Нафтогаза». По нормам гражданского права такие рассуждения противоречат действительности, поскольку если потребление было осуществлено, то его необходимо оплатить, если потребитель согласен на получение данной услуги либо продукции. В связи с отказом Украины оплачивать задолженность за текущий долг, официальный представитель Сергей Куприянов вчера сообщил, что «Газпром» намерен сократить поставки топлива на украинскую территорию, начиная с 3 марта на четверть от согласованного ранее объема. Создается ощущение, что Украина продолжает проверять терпение российской компании, надеясь на поддержку со стороны стран ЕС и НАТО, поскольку сокращение газа через территорию Украину затронет вопросы энергетического снабжения и западную часть континента. Однако стоит заметить, что ранее еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс отказался от вмешательства в данный спор. Вопрос - на что надеется Украина, обнаружившая имперские амбиции - остается открытым.