Только спустя день официальными объяснениями причин визита сотрудников ФСБ в офисы ТНК-ВР и ВР порадовала журналистов федеральная служба. По ее словам, дело было связано с шпионажем. Неужели искали камни"
После того, как журналисты придумали с десяток версия присутствия людей из ФСБ в офисах компаний, ФСБ рассказала, что обыски связаны с задержанием двух лиц, имеющих гражданство России и США.
По данным ФСБ, задержаны братья Заславские, один их которых является руководителем проекта Британского совета «Клуб выпускников», а другой - сотрудник английской компании «ТНК-ВР Менеджмент».
«В ходе обыска были обнаружены и изъяты вещественные доказательства, подтверждающие факт промышленного шпионажа, а именно: копии документов органов государственной власти и управления, докладных и аналитических записок, относящихся к тематике недропользования, по предварительной оценке отнесенных к коммерческой тайне; визитные карточки сотрудников иностранных военных ведомств и ЦРУ», - заявили в ФСБ.
По информации ФСБ, указанные лица «осуществляли незаконный сбор закрытой коммерческой информации в пользу ряда иностранных нефтяных и газовых компаний в целях получения ими конкретных преимуществ перед российскими конкурентами, в том числе на рынках стран СНГ».
Вопрос, который заинтересовал "Коммерсант", вполне прост - почему задержание произошло 12 марта, а выемка документов была произведена только 19" Обычно, в таких случая органы безопасности проявляют молниеносную реакцию. С другой стороны - зачем обыскивать оба офиса, если Илья Заславский работал на не самой заметной должности в подразделении "ТНК-ВР Менеджмент".
Этих вопросов может быть масса, но факт остается фактом - смешав в кучу Британский Совет, шпионаж, газ и секретные сведения, ФСБ снова оставило экспертов в недоумении относительно реальных причин визита в компании.
Хотя в сообщении ФСБ отмечается, что братья Заславские обвиняются в промышленном шпионаже, несколько источников "Коммерсанта", знакомых с ситуацией, уверяют, что речь может идти и о разглашении гостайны. В законе "О Государственной тайне" говорится, что его действие распространяется на данные "об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых", к числу которых относится нефть. По информации собеседников "Ъ", претензии к братьям могут заключаться в том числе и в разглашении "некоторых расчетов", касающихся российской энергетической стратегии до 2020 года.