Вступление Украины и Грузии в состав Североатлантического Альянса откладывается на неопределенный срок, поскольку на ближайшем саммите в Бухаресте 2-4 апреля не не будет принято решение по данному вопросу, несмотря на все заверения со стороны президента США Джорджа Буша. Однако «вопрос заключения ПДЧ с Грузией и Украиной — это лишь вопрос времени», так считает генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.
«Речь идет лишь о заключении с Грузией и Украиной Планов действий о членстве (ПДЧ), подписание которых означало бы, что страны НАТО считают эти государства достойными со временем присоединиться к Альянсу», — утверждает генеральный секретарь Альянса. Стоит отметить, что «недостойными для вступления Украину и Грузию» считают 10 членов НАТО из 26 ныне действующих.
«В вопросе Украины и Грузии мы придерживаемся трех основных принципов. Во-первых, двери Альянса открыты для всех демократических стран. Во-вторых, решения о возможности страны пройти в эти двери принимаются исключительно на основании соответствия стран-претендентов критериям для вступления. В-третьих, решения принимаются исключительно странами НАТО, и ни одна третья сторона не имеет в этом вопросе право вето», — отметил Схеффер. Стоит, однако, подчеркнуть, что первый принцип соблюдается в силу признания США и не может претендовать на объективность. Во-вторых, критерии вступления оглашаются исключительно для каждой страны в отдельности и не имеют унифицированного характера. А третий принцип не соблюдается в силу экономического и политического давления со стороны «третьих сторон», которые имеют более выгодное геостратегическое положение.
Генеральный секретарь Альянса признал, что Россия — «политический фактор в этом процессе, поскольку последовательно возражает против сближения Украины и Грузии с НАТО», однако «не участвует в процессе принятия решений» внутри Альянса. Подчеркнем, что многие страны НАТО имеют иные обязательства перед Россией в вопросах экономического и торгового сотрудничества, например, Германия и Франция. В случае ухудшения преференциального характера отношений, эти страны обязаны оказывать противодействие третьей стороне в конкретном вопросе. Так что сила рескриптов будет очередной раз подвергнута проверке.