Федеральная антимонопольная служба приняла решение о разработке новой редакции ФЗ "О естественных монополиях". Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, выступая на заседании круглого стола шестого Всероссийского энергетического форума "ТЭК России в 21 веке".
По его словам целью законопроекта является "снижение затрат субъектов естественных монополий, повышение прозрачности их работы и создание условий для развития конкуренции".
Как сообщает пресс-служба ФАС, антимонопольная служба предлагает внести существенные изменения и дополнения по вопросам тарифного регулирования и по вопросам антимонопольного контроля субъектов естественных монополий, в том числе: - вести раздельный учет затрат и доходов, а также обеспечить соблюдение стандартов деятельности и стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий; - ввести процедуры утверждения и согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий на всех уровнях власти, а также утверждения и согласования с инвестиционными программами субъектов естественных монополий в различных сферах деятельности; - установить открытые конкурсные процедуры по передаче в пользование (аренду, концессию) объектов инженерной инфраструктуры естественных монополий; -установить обязанность субъектов естественных монополий обосновывать наличие (отсутствие) у них свободных мощностей; - установить процедуры регулярного финансового, технического и технологического аудита субъектов естественных монополий.
Разберем эффективность вносимых изменений с юридической точки зрения. Первый пункт связан с информацией, однако стоит заметить, что он идет в разрез с ФЗ «О коммерческой тайне организаций», а поскольку коммерческая тайна является в данном случае определяющим фактором процесса, то пункт будет признан недействиетльным и неподлежащим исполнению. Второй пункт эффективен лишь в силу того, что он будет координировать свои действия с федеральными органами власти. Дочерние предприятия данный процесс осуществлять не смогут по причине наличия решения федерального органа или компании. Третий пункт эффективен в силу закона, но нереализуем на практике, поскольку более крупные компании, например, «Газпром» смогут выиграть тендер на законных основаниях по причине большего предложения капиталовложений. Такой контракт затем не оспоришь по причине его соответствия закону. Четвертый пункт действует и сейчас, но в несколько иной формулировке. Однако суть не изменилась. Из всего вышеперечисленного следует, что поправки новой редакции не принесут ощутимого эффекта, кроме бумажной волокиты для самих же государственных органов.