Россия меняет свои месторождения на украинские трубы
В.Путин поделился с присутствующими важной новостью - Украина "дозрела" до того, чтобы передать свою газотранспортную систему в руки России. Катализатором "дозревания" стали нефтегазовые активы на территории России.
Он рассказал, что сегодня "речь идет об объединении активов, и украинские партнеры хотели бы не только создать газотранспортный консорциум, но и войти в добычные активы на территории России". Президент сам назвал эти предложения революционными, поскольку "мы это, как правило, не делаем". Однако тут же признал, что не совсем прав: он вспомнил, что по сходным схемам Россия сотрудничает с немецкими компаниями BASF и E.ON, а также "в принципе договаривается" с итальянской Enel. В итоге Владимир Путин не исключил, что в список может быть включена Украина: "Мы должны подумать. Но интерес есть. Эксперты правительства и президентских структур ищут наиболее оптимальный для украинских партнеров подход к реализации этой идеи".
Источник в правительстве Украины пояснил "Коммерсанту", что Украина предложила России три сценария развития газового сотрудничества. Сценарий максимальной интеграции предполагает создание транснациональной корпорации, в уставной фонд которой Украина передаст акции "Укртрансгаза" (владеет всеми магистральными газопроводами на Украине), а Россия внесет ресурсную базу – месторождения с ежегодной добычей 30-50 млрд кубометров легкоизвлекаемого газа поблизости от трубопроводов. Менее радикальный сценарий предполагает создание СП, которое получит те же активы в концессию. Самый мягкий вариант предполагает возврат к ранее созданному и бездействующему с 2006 года СП "Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины". То есть речь идет только о допуске России к управлению газопроводами Украины, о долевом строительстве новых газопроводов и лицензиях на новые месторождения.
Как предполагают эксперты, Украина уже готова войти в этот альянс, рассчитывая получить долю в ямальских месторождениях. С другой стороны, украинские власти осознают, что дальше в одиночку оплачивать эксплуатацию громадной газотранспортной сети страна не сможет, поэтому хочет привлечь к этому "Газпром". Стоимость вопроса колеблется в районе $7-10 млрд.