Завершив поиск крайнего в деле срыва строительства трубопровода ВСТО, "Транснефть" решила наказать виновника рублем. Точнее, та сумма, которая была предъявлена к "Краснодарстройтрансгазу", обычно показывается в долларах или евро - чтобы нулей было меньше. Как сообщает "Коммерсант", в понедельник в арбитражном суде Москвы был зарегистрирован иск ЦУП ВСТО (дочерняя компания "Транснефти", руководящая строительством нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан) к одному из генподрядчиков — ЗАО "Краснодарстройтрансгаз". ЦУП ВСТО требует от компании 1,92 млрд руб. за неисполнение обязательств по договорам подряда. Это уже второй иск, поданный ЦУП к подрядчику. Предыдущий, на сумму 4,02 млн руб., был зарегистрирован 22 апреля, накануне расторжения в одностороннем порядке "Транснефтью" контракта с "Краснодарстройтрансгазом".
Напомним, что контракт с "Краснодарстройтрансгазом" был заключен еще при прежнем руководстве компании, что дало повод нынешнему главе государственного монополиста Николаю Токареву довольно резко выступить по поводу этого подрядчика. ""Краснодарстройтрансгаз" ничего, кроме авторучки в кармане владельца и вывески, не имел,— говорил топ-менеджер.— Это была полочная компания, ее купили прямо перед началом проекта. Ни одна компания к ним на субподряд не пошла, потому что выдвигались неприемлемые и сомнительные условия".
По словам господина Токарева, "Краснодарстройтрансгаз" получил аванс 7 млрд руб. Вместе с тем при расторжении контракта в трубопроводной монополии поясняли, что подрядчик выполнил не более пятой части контрактных работ на порученном ему участке трассы трубопровода. Видимо, компания пытается взыскать иском те средства, которые были нерационально освоены подрядчиком - получается, что на одну пятую пути должно было быть затрачено 1,4 млрд рублей. Оставшаяся сумма должна быть возвращена подрядчиком, только если он не сможет доказать, что средства расходовались адекватно текущей ситуации. В любом случае, ускорить сам процесс строительства ВСТО это уже не поможет, а вот затормозить - вполне. Теперь "Транснефти" придется заново искать генерального подрядчика, либо работать напрямую с небольшими компаниями, каждая из которых будет строить свой участок и нести за его ответственность. Принцип же разделения ответственности еще никогда не шел темпам строительства на пользу.