Входящим в Евросоюз государствам удалось прийти к компромиссу по основным моментам реформирования энергетического рынка Европы. Энергоконцерны смогут сделать добровольный выбор — оставить распределительные сети в условиях наличия строгих ограничений или же продать их. Таким образом, возобладала позиция Германии, Франции и семи других стран — членов ЕС, которые выступали против принудительной продажи сетей? сообщает РБКdaily.
При обсуждении деталей мнения расходились настолько, что, вполне возможно, при работе над окончательным текстом документа споры разгорятся с новой силой. Ожесточенные споры внутри ЕС вызвал вопрос о том, как лучше обеспечить независимость электро- и газовых сетей от производителей энергии. В сентябре 2007 года Еврокомиссия предложила директивным путем заставить энергоконцерны продать свои сети. По мнению ЕК, это стало бы наилучшим способом добиться того, чтобы крупные производители не смогли больше затруднять доступ к сетям своих конкурентов. Предполагалось, что оживление конкуренции приведет и к снижению цен на рынке. Позиция Еврокомиссии получила поддержку примерно дюжины стран, в частности Великобритании и Швеции, которые уже осуществили такое разделение.
Теперь же в качестве равноправного варианта Германии, Франции и семи другим членам ЕС удалось продвинуть свою модель, суть которой заключается в том, что энергопроизводителям разрешается сохранять собственность на сети, однако их операторы должны быть независимыми. За материнским концерном оставлено право взять свою сетевую «дочку» на баланс и влиять на ее инвестиционную политику. Обеспечивается это наличием доли в 50% плюс одна акция и присутствием в наблюдательном совете.
Для обеспечения гарантий независимости сетевой компании предусмотрен ряд жестких условий. Так, оператор сети обязан предоставить национальному регулятору рассчитанный на десять лет инвестиционный план, который это ведомство имеет право подвергнуть изменениям. Для большинства менеджеров сетевой «дочки» вводится положение, согласно которому с момента их ухода с работы в материнском концерне и до включения в штат сетевого оператора должно пройти не менее трех лет.