Идет активный процесс, призванный поставить эту региональную структуру на два «колеса», одно из которых – безопасность, а второе – экономическое сотрудничество. При этом вполне обосновано звучат мнения о том, что ШОС не должен превращаться в универсальную организацию, пытающуюся решить все проблемы. Также спорным является вопрос о возможном расширении состава участников ШОС. Сейчас статус наблюдателя имеют Монголия, Индия, Пакистан, Иран, а интерес к деятельности организации в той или иной форме проявляют США, ЕС, Япония.
С одной стороны, вхождение той же Индии и Пакистана в ШОС еще больше повысило бы международный вес этой организации, где уже было бы четыре ядерных государства, три из которых, по мнению экспертов, скоро войдут в нее в рамках БРИК (четверка наиболее экономически перспективных государств (Бразилия, Россия, Индия, Китай)). С другой стороны, присутствие Индии и Пакистана, имеющих напряженные отношения друг с другом, могут испортить внутреннюю атмосферу сотрудничества в ШОС
Исключение было сделано для Узбекистана, и лишь только благодаря желанию России и Китая включить быстрее Ташкент в сферу своих жизненных геополитических и геоэкономических интересов. В целом на данный момент ШОС, как и другие региональные организации, претерпевает определенную эволюцию. И перспективы ШОС будут зависеть от реализации идеи по экономической кооперации ее членов. Фундамент, который сейчас закладывается в рамках ШОС, должен соответствовать построенному дому. И доверие к ШОС со стороны его старых и потенциально новых членов будет зависеть от конкретных результатов работы этой организации, чей потенциал значителен, но перспективы еще неясны.