Описание ГОСТ Р 53894-2016: Настоящий стандарт предназначен для всех участников коммерческой деятельности - руководителей, менеджеров, других сотрудников, внедряющих систему менеджмента знаний (СМЗ) как внутри отдельных предприятий, так и в их кооперации.
Настоящий стандарт основан на статистических данных и результатах предварительных исследований. К основным аспектам в области менеджмента знаний (МЗ) относят:
- термины и определения;
- задачи менеджмента знаний;
- измерения менеджмента знаний;
- внедрение менеджмента знаний;
- организационную культуру и менеджмент знаний.
Настоящий стандарт содержит перечень терминов для рассмотрения наиболее актуальных вопросов, связанных с формулированием задач МЗ, определения показателей и процедур измерения их значений, а также внедрения СМЗ и организационной культуры.
СМЗ предназначена для достижения консенсуса в вопросах экономики, а также социально-технических, технологических, структурных и социально-организационных вопросах, возникающих в процессе деятельности малых и средних предприятий (МСП) и (или) внутри их сообщества (объединения).
По мере увеличения внимания к знаниям как основному активу организации возникает ряд логичных вопросов: как лучше измерить используемые показатели, как отследить успешность выполнения работ в новой системе понятий, как лучше оценить влияние инициатив в рамках МЗ на работу предприятия.
Чтобы начать внедрение СМЗ, руководители должны представлять себе, насколько позитивным будет ее влияние на работу компании, ускорит ли она внедрение новых разработок. Каждый последующий шаг нужно оценивать по тем же критериям и при обязательном наличии средств измерения результатов.
Отдельные МСП и их объединения пересматривают свои организационные аспекты и конкурентную стратегию путем использования новых знаний. Настоящий стандарт поможет им в идентификации своей готовности к менеджменту знаний, а также реальному внедрению СМЗ. При этом необходимо учитывать особенности ведения коммерческой деятельности, идентификацию и мотивацию ключевых игроков для успешного внедрения СМЗ, а также методы измерения результатов прилагаемых усилий. Необходимо также идентифицировать задачи, наиболее полно отвечающие специфическим требованиям бизнеса, особенно для быстро растущих компаний.
Успех любой инициативы при внедрении СМЗ зависит от обстоятельств, заставляющих людей общаться, сотрудничать, быть новаторами, рисковать, распространять знания и использовать их повторно. Трудовые навыки, квалификация и манера поведения людей одинаково важны. Для воспитания организационной культуры необходимо инструктирование сотрудников на всех уровнях и на предприятиях всех типов с целью достижения осознания своих способностей и своего отношения к другим людям для организации менеджмента знаний. Фундаментальные характеристики, такие, как значения величин, доверие и организационная политика, определяют успех или провал каждого мероприятия.
Внесение реального вклада в инициативу МЗ должно повышать существующую культуру производства и соответствующие субкультуры. Это означает использование социальных процессов и организационных структур (включая инициативные группы) для превращения информации в знания, их распространения, последующего распределения и создания новых знаний.
Прочие социальные процессы (управление изменениями, увеличение сложности управления, минимизация управления, создание содружеств, организационное изучение, ведение хроники событий, визуализация и т. п.), крайне важные для внедрения СМЗ, также должны быть учтены. Таким образом, наличие организационной культуры влияет на культуру производства, тем самым способствуя управлению знаниями. |