Описание Стандарт ИКАО Doc 9082: Нижеизлагаемая политика ИКАО в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание включает рекомендации и выводы Совета, вытекающие из результатов постоянного изучения ИКАО вопроса о сборах в контексте экономического положения аэропортов и аэронавигационных служб, предоставляемых международной гражданской авиации. Данная политика, призванная служить руководством для Договаривающихся государств, основана главным образом на рекомендациях в этой области, сформулированных на различных конференциях по экономике аэропортов и аэронавигационного обслуживания, которые регулярно проводятся ИКАО. Последняя такая конференция состоялась в Монреале в период с 15 по 20 сентября 2008 года (см. Doc 9908 "Доклад Конференции по экономике аэропортов и аэронавигационного обслуживания" (CEANS)).
Обязательства ИКАО в области аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание вытекают из статьи 15 "Аэропортовые и подобные им сборы" Конвенции о международной гражданской авиации (Doc 7300). Эти обязательства нашли дальнейшее выражение в Сводном заявлении Организации о постоянной политике ИКАО в области воздушного транспорта, которое обновляется на каждой очередной сессии Ассамблеи; в резолюции А36-15 (добавление F "Аэропорты и аэронавигационное обслуживание") Ассамблея, в частности, предлагает Совету обновлять и перерабатывать с учетом потребностей Договаривающихся государств основные принципы и рекомендации, содержащиеся в документе Doc 9082.
Совет обращает внимание на необходимость проведения различия между его политикой и принципами в отношении сборов, содержащимися в настоящем документе, политикой в отношении таможенных пошлин, зафиксированной в статье 24 Конвенции о международной гражданской авиации, и политикой и принципами Совета в отношении налогообложения, сформулированными в документе "Политика ИКАО по вопросу налогообложения в области международного воздушного транспорта" (Doc 8632), в котором рассматриваются вопросы взимания налогов на топливо, смазочные материалы и другие расходуемые технические запасы, вопросы налогообложения доходов международных авиатранспортных предприятий, воздушных судов и другой движимой собственности, а также вопросы взимания налогов на продажу и за использование международного воздушного транспорта. Как считает Совет, сбор - это взимаемый платеж, конкретно предназначенный и используемый для возмещения расходов, связанных с предоставлением средств и служб для гражданской авиации, а налог является взимаемым платежом, предназначенным для увеличения доходов национальных или местных правительств, которые, как правило, не используются для гражданской авиации в полном объеме или на основе понесенных затрат.
Разрабатывая данную политику, Совет с обеспокоенностью отметил, что наиболее серьезные проблемы, связанные с предоставлением и техническим обслуживанием аэропортовых и аэронавигационных средств и служб, требуемых региональными аэронавигационными планами, испытывают страны со слаборазвитой экономикой, причем основными среди этих проблем являются ограниченность финансовых ресурсов для экономического развития в целом, придание первостепенного значения другим секторам экономики, чьи нужды считаются более насущными, неполное использование аэропортов и аэронавигационных служб, высокая стоимость приобретения оборудования у других государств и трудности с набором и сохранением достаточной численности квалифицированного персонала. Совет будет и впредь предпринимать соответствующие действия по обеспечению оказания таким государствам дополнительной помощи в планировании и финансировании аэропортовой и аэронавигационной инфраструктуры, а также в предоставлении адекватных людских ресурсов.
Что касается экологических сборов, то дополнительно к существующему пункту о сборах, связанных с шумом, в настоящее издание документа Doc 9082 включен новый пункт, охватывающий сборы за эмиссию, влияющую на местное качество воздуха (см. п. 39).
В соответствии с предложением одной из предыдущих конференций (ANSConf 2000, состоявшейся в июне 2000 года) Совет принял решение распространять полученную от государств информацию о реализации ими основных принципов возмещения затрат посредством взимания аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание, изложенных в пп. 30 (Стоимостная основа аэропортовых сборов), 31 (Системы взимания аэропортовых сборов), 44-45 (Стоимостная основа сборов за аэронавигационное обслуживание), 46 (Распределение расходов на аэронавигационное обслуживание среди авиационных пользователей) и 47 (Системы взимания сборов за аэронавигационное обслуживание) настоящего документа. Эта информация публикуется на веб-сайте ИКАО http://www.icao.int в виде дополнения к данному документу и время от времени обновляется.
Глоссарий терминов, используемых в данном документе, содержится в добавлении 3. Для оказания помощи государствам в осуществлении данной политики Секретариат ИКАО разработал два регулярно обновляемых руководства: Руководство по экономике аэропортов (Doc 9562) и Руководство по экономическим аспектам аэронавигационного обслуживания (Doc 9161). Параллельная политика Ассамблеи и Совета по регулированию деятельности воздушных перевозчиков излагается в документе "Политика и инструктивный материал в области экономического регулирования международного воздушного транспорта" (Doc 9587), который аналогичным образом дополняется Руководством по регулированию международного воздушного транспорта (Doc 9626). Информация об аэропортовых сборах и сборах за аэронавигационное обслуживание, фактически взимаемых в государствах, ежегодно обновляется и публикуется в документе "Аэропортовые тарифы и тарифы на аэронавигационное обслуживание" (Doc 7100), а данные о перевозках и финансовые данные по аэропортам и аэронавигационным службам собираются посредством статистических форм и периодических обзоров, которые публикуются на веб-сайтах ИКАО. |