Описание Стандарт ИКАО Doc 9626: Основная цель данного "Руководства по регулированию международного воздушного транспорта" заключается в удовлетворении постоянно растущей потребности во всеобъемлющем и объективном источнике информации о различных аспектах этой динамической деятельности. Эта необходимость была предусмотрена Ассамблеей ИКАО, которая резолюцией А24-11 приняла решение о подготовке и издании настоящего Руководства.
Необходимость в этом Руководстве и ожидаемая полезность его не ограничены каким-либо конкретным государством или группой государств, больших или малых, развитых, развивающихся или имеющих развитую экономику. Скорее оно предназначено для удовлетворения потребностей всех Договаривающихся государств ИКАО.
Органы управления воздушным транспортом этих государств могут стать наиболее частыми пользователями этого Руководства. Оно может оказаться также очень полезным многим другим липам в этих государствах. Международный воздушный транспорт вызывает значительный интерес у многих лиц, связанных с авиакомпаниями: у аэропортов и сообществ, добивающихся открытия новых авнасообщений; у пользователей воздушного транспорта: служащих авиакомпаний; изготовителей воздушных судов; некоторых международных организаций: лип. связанных с финансированием авиации, туризмом, развитием и торговлей; у научных работников и работников связи и иногда даже у некоторых слоев общественности. Данное Руководство также имеет целью удовлетворить потребности более широких кругов в государствах ИКАО и быть полезным для них, и таким образом повысить ценность данного Руководства для полномочных органов воздушного транспорта, которые взаимодействуют с этими кругами.
Основное содержание руководства:
По мере развития и усложнения международного воздушного транспорта в течение последних 50 лет, развивалось и его регулирование. Кроме того, появилось много новых терминов часто без широко применимых определений (или с противоречивыми определениями), при этом к одному и тому же предмету иногда применяется несколько терминов. Таким образом, подход, взятый при подготовке данного Руководства, заключался в обеспечении четких и адекватных объяснений и инструктивного материала в хорошо упорядоченном контексте. Практически каждая короткая глава является описательным текстом, состоящим, в основном, из ряда определений и объяснений, изложенных в логической последовательности, диктуемой самим предметом обсуждения.
Регулированием является выдача официального указания по созданию и поддержания желаемой степени порядка. Всякое регулирование включает процесс регулирования, различные виды деятельности людей, взаимодействующих в установлении н поддержании определенного желаемого результата в отношении предмета или лиц, которые, регулируются. Аналогичным образом всякое регулирование включает структуру регулирования, т. е. участвующих организаций или других лиц и нормативно-правовую базу (такую, как лицензии, правила и соглашения). Наконец, всякое регулирование предполагает содержание регулирования, конкретные регулируемые объекты (такие, как доступ к рынку, ценообразование и емкость).
Процесс и структура регулирования в области международного воздушного транспорта имеют три отчетливых направления - национальное, двустороннее и многостороннее, - поэтому для каждого направления выделена отдельная часть данного Руководства, т. е. части 1. 2 и 3 соответственно. Вопросы содержания регулирования, с которыми имеют дело государства во всех трех направлениях, включены в часть 4. В части 5 содержится основная терминология, т. е. общая или дополнительная для всех частей этого Руководства терминология. Добавления содержат некоторые справочные материалы.
Назначение и содержание руководства:
Данное Руководство составлено таким образом, чтобы быть удобным в использовании и служить трем конкретным задачам. Во-первых, оно может использоваться в качестве словаря международных авиатранспортных терминов: каждый термин, приведенный в предметном указателе, имеет определение или объяснение на указанной странице. На данной странице термин выделен жирным курсивом, а его определение или объяснение приводится курсивом.
Во-вторых. Руководство может использоваться в качестве энциклопедии. Каждый широкий вопрос регулирования включен в отдельную главу или раздел главы Руководства, написанный для сжатого изложения основных фактов на одной или нескольких страницах. Оглавление помогает читателю определить местонахождение материала по более широким вопросам (например, по процессу двустороннего регулирования, правам перевозок и так далее, каждый из которых может содержать несколько взаимосвязанных объяснений и определений).
В-третьих, данное Руководство в целом может использоваться в качестве учебника для научных или других образовательных и учебных целей.
Содержание данного Руководства ограничено экономическими аспектами регулирования в области международного воздушного транспорта, в отличие от соответствующих технических аспектов, таких, как навигация, безопасность полетов и авиационная безопасность. Тем не менее эти и другие области регулирования полностью не отделимы от экономического регулирования и могут влиять на такие вопросы, как лицензирование авиакомпаний, доступ в аэропорты и структура согласованных маршрутов. Хотя иногда органы регулирования воздушного транспорта также регулируют коммерческие, не связанные с перевозками, полеты, такие, как химическая обработка посевов и воздушная съемка, а также некоммерческие полеты, такие, как пролеты и посадки частных, военных и государственных воздушных судов, эти вопросы выходят за рамки данного Руководства. Термин "авиация" часто некорректно используется вместо термина "воздушный транспорт". В то время как "воздушный транспорт" является более конкретным термином, относящимся к аспектам перевозки по воздуху (обычно коммерческим воздушным транспортом), "авиация" является общим термином и включает гораздо больше аспектов, таких, как полеты военных, государственных и частных воздушных судов, производство воздушных судов, аэронавигацию, некоммерческие воздушные перевозки и специальные авиационные, услуги.
Что нового во втором издании:
За последние 10 лет под влиянием тенденции к глобализации и либерализации международный воздушный транспорт также претерпел серьезные изменения. Настоящее второе издание уточняет и расширяет первое издание с учетом развития международного воздушного транспорта и его регулирования, происшедшего после 1996 г., когда впервые было опубликовано Руководство.
Данное издание охватывает много новых тем (например, государственную помощь, законодательство о конкуренции, адьянсы авиакомпаний, франчайзинг, лизинг воздушных судов, права пассажиров и приватизацию аэропортов), представляющих собой новые аспекты, привлекающие все большее и большее внимание регулирующих органов. Были добавлены новые авиаперевозочные термины и определения, среди которых много терминов, которые не существовали во время публикации первого издания (например, "мегаальянс", "электронная торговля". "В2В" и т. д.). Кроме того, появились новые веб-сайты и адреса электронной почты (в основном международных организаций и предприятий, имеющих отношение к воздушным перевозкам), что дает возможность читателям, имеющим компьютер, основательно расширить свою базу знаний.
Обновление старых тем и добавление новой информации существенно повышает значимость Руководства как "дружественного" инструмента для тех, кто заинтересован узнать больше об аспектах регулирования международного воздушного транспорта.
Данное Руководство дополняет документ ИКАО Doc 9587 "Политика и инструктивный материал в области экономического регулирования международного воздушного транспорте/". который является резюме всех официальных методик и руководящих документов, принятых ИКАО в этой области (таких, как резолюции Ассамблеи, решения Совета и заключения и рекомендации авиатранспортных конференций). |